10 лет назад, когда наблюдался «бум» кредитов на развитие бизнеса и покупку недвижимости/автомобилей, страховщики ощутимо зависели от кредитных организаций. На базе этой зависимости выросла целая индустрия – банкострахование для юридических лиц и граждан.
О качестве такой страховки, в том числе корпоративной, сами страхователи отзывались (и продолжают говорить) в негативном ключе. Причины понятны:
- банк выступал посредником, страхование залогового имущества выходило дороже, чем покупка полиса на тот же приобретаемый офис, но без участия кредитного эксперта;
- на фоне отсутствия привычки бизнеса использовать корпоративное страхование вынужденные договоры с СК (так называемая вмененная страховка) воспринимались негативно;
- более чем в трети случаев для сохранения крупных клиентов рисковое покрытие в банкостраховании урезалось до неактуального списка факторов. В итоге застрахованный предмет практически не имел «шанса» попасть в страховой случай, но при этом оставался без страховки от действительных угроз.
Сложный этап 2007-2009 годов обнажил многие «узкие места» банкострахования, но не сместил фокус бизнеса в сторону добровольной корпоративной страховки окончательно. То, что не удалось прошлому кризису, сумел сделать нынешний.
Как банковская обстановка в 2013-2016 повлияла на корпоративное страхование?
Увеличение просроченных платежей и снижение стабильности малого/среднего бизнеса (он де-факто потерял за три года более трети участников) вынудили кредитора урезать планы по кредитованию юридических лиц. Первоначально уменьшение количества выданных займов «больно ударило» и по страховщикам.
- Снизился объем привлекаемых на корпоративное страхование в России компаний (полис для залогового автопарка, лизинговых машин на баланс организации, ипотечной недвижимости).
- За счет снижения клиентопотока из банков СК потеряли целый пласт клиентов, которым попутно со вмененным страхованием юридических лиц предлагались дополнительные продукты – ДМС, НС, накопительные коллективные программы.
Но всего за год ситуация начала меняться. Да, с залоговым имуществом клиенты за страховкой недвижимости и авто ходить перестали. Зато малый и средний сегмент, ощутив свою слабость без кредитной поддержки, повернулся лицом к добровольным программам страхования малого бизнеса.
От минуса к плюсу: эффект кризиса
В результате в 2015-2016 гг. за счет проседания кредитного сегмента страховщики получили:
- до 25% новых покупателей по программам страхования машин и механизмов от поломки;
- почти 30% заявок на продление договоров после окончания срока кредитования.
То есть взамен разовых ограниченных по сроку продаж СК получили инициативных клиентов из сферы бизнеса (корпоративный страхователь считается менее рисковым) с долгосрочными планами. Многие игроки рынка уже назвали такую тенденцию оздоровлением рынка страхования компаний и предприятий.
Роли изменились: страховщики привлекают клиентов в банк
В банковской индустрии данная ситуация тоже должна обеспечить положительный эффект уже в два ближайших года, – уверены эксперты. Роли сменились: не заемщики идут в СК (хотя этот тренд тоже сохранился), а страхователи направляются в банк за кредитом по рекомендации страхового партнера. При этом:
- сам кредит является предметом интереса страхователя и не выступает навязанным продуктом, а договор страхования имущества юридических лиц оформляется по инициативе последнего;
- банк получает проверенного заемщика с финансовыми гарантиями работоспособности бизнеса;
- потенциальный заемщик с рекомендациями серьезного партнера получает льготные условия кредита.
Риски всех участников сделки кредитования и страховки бизнеса снижаются. Именно так и должны работать качественные финансовые услуги, – такое мнение поддерживаем и мы в СА «GALAXY страхование».
Несмотря на то что банки и сегодня продолжают настаивать на выбор заемщиком их страховщика, мы напоминаем: у вас есть право на сотрудничество с тем, кто предлагает более лояльные условия.
В нашей базе собраны такие СК. Многие из них фигурируют в перечне партнеров основных кредитных организаций и работают по всем направлениям страхования корпоративных клиентов. Заявка на страховку у них через наш сайт (после честного расчета без комиссий и надбавок здесь же, у нас на калькуляторе) будет как минимум удобнее (экономия времени и сил) и как максимум дешевле.