Традиционно рынок морского страхования относится к классу специфических. Это не касается страховки грузов, но относится к страхованию водного транспорта. Однако в России участники страховых отношений все еще не понимают тонкостей этого формата КАСКО. Что в стабильных условиях было не так страшно, а с приходом кризиса привело к проседанию показателей.
Типичные проблемы российского морского КАСКО
В целом отечественное морское КАСКО намного больше схоже с западным, чем любая другая страховка ТС. Как и в США, Британии, Германии, в России:
- порядка 60% крупных рисков передается на перестрахование;
- страхованием судов занято строго ограниченное число игроков (порядка 4-5 основных компаний);
- высок процент отказов от выдачи полиса для старых машин;
- убыточность в среднем за год на уровне 40-50% (у основных СК).
В таких условиях рынок стабильно развивался до 2014 года. Но с приходом кризиса в мире и РФ ситуация поменялась. Выстроенная логика работы пошатнулась.
- Появилась масса новых компаний, заинтересованных в выходе на рынок морской страховки. Что легко объясняется: в отличие от автокаско здесь одна премия может исчисляться миллионами долларов, а убыточность – на порядок ниже. Другой вопрос, что и подход к андеррайтингу, скорингу, выстраиванию программ защиты должен быть высокопрофессиональным. А на рынке российского страхования наблюдается острый дефицит квалифицированных кадров, занятых такой деятельностью (моделированием страховых пакетов в морском страховании).
- Для нерейтинговых новичков недоступны адекватные тарифы перестрахования или покупка облигаторов по приемлемым расценкам. В результате 99% таких СК де-факто работают без финансовых гарантий.
- Сформированная модель рынка страхования морских судов (занятость ключевых лидерских позиций крупными конкурентами) вынуждает новичков бороться за клиентов низкими ценами и мерами влияния через залоговое кредитование покупки судов (давление через банки-партнеры).
Особенности развития рынка российского морского страхования
Все это привело к образованию целого пласта предложений владельцам наводного транспорта от партнеров, не способных финансово обслуживать собранные портфели. Для действующих лидеров сегмента страхования морского транспорта это стало проблемой из-за демпинга цен. Для страхователя – из-за непроплат по страховым случаям.
Основными «жертвами» ситуации стали участники тендерной страховки. Преимущественно через тендер страхуется ответственность по требованию Водного кодекса, но в последние годы обязательный полис все чаще сопровождается морским КАСКО.
Если верить представителям ключевых участников рынка морской страховки, организаторы тендера более чем в 80% случаев выбирают на тендере того, кто предлагает ниже ставку (без оглядки на рейтинги, опыт, квалификацию). Что не является проблемой на Западе, где вилка тендерных предложений не превышает 3-5% отклонений в ценах. Но является серьезным фактором риска в России, где в рамках одного тендера предложения могут отличаться по тарифам на 10-50%.
Кто предпочитает сменить страховщика?
Как заявляют опытные страховщики, «тендерные мигранты» (страхователи, которые посредством тендера меняют постоянного партнера) руководствуются теми же антикризисными программами, что заставляют новые СК демпинговать цены:
- более чем в 50% случаев уход от проверенного партнера спровоцирован прошлогодней убыточностью (страхователь получил выплату в рамках договора страхования судов по КАСКО и на следующий год ему полагается повышение ставки, на что он пойти не может, потому уходит к более дешевому страховщику);
- в 20% ситуаций тендер становится реакцией владельца судна на отказ постоянной СК понизить для него годовой тариф в качестве бонуса за постоянство предпочтений;
- примерно каждый десятый случай – это страхование морского и речного транспорта по требованию бизнес-партнеров (де-факто оно остается формальностью, хотя практика судоходства уже не раз показала, что страховка может стать гарантией выживания транспортной компании/собственника судна в сложных ситуациях).
Рано говорить, что подобный подход обрушит рынок. Но сама тенденция является тревожной, потому как не работает на эффективность продукта и здоровое развитие программ страхования судна.
СА «GALAXY страхование» предлагает владельцам ценного транспортного оборудования не рисковать в погоне за экономией. Подобрать программу с гарантиями по приемлемой стоимости можно и вне тендера, куда допускаются неопытные конкурсанты. У нас в портфеле – только проверенные страховщики, просчитать их ставку можно, не сходя с места. Для удобства все цены сведены в общую таблицу – остается выбрать самый выгодный вариант.