Страхование коммерческой недвижимости: спрос неоднородный, но в целом растущий

По итогам форумов и собраний страховщики пришли к выводу: в драйверы рынка услуг по страхованию надо выводить страховку помещений и зданий. Основной упор – на объекты в собственности физических лиц (жилье), но страхование коммерческой недвижимости ключевым игрокам тоже интересно.

В связи с чем под занавес лета было проведено изучение ситуации в сегменте бизнес-объектов. Анализ выявил неоднородность спроса на полисы и определил вектор изменения тарифов.

Страхование складских помещений: 90% договоров приходится на ипотеку

Одними из проблемных, как показало исследование, оказались складские программы. На фоне роста вакантных помещений по всей России снижается и спрос на продукты для складов временного хранения. По цифрам:

  • динамика сборов по страхованию складских помещений в 2016 году показала относительный прирост (плюс 0,3%), обеспеченный выравниванием рубля в отношении доллара;

  • более 90% договоров в портфеле складской страховки обеспечены банками (заключение полиса огневого страхования при оформлении склада в ипотеку);

  • ставшее уже привычным условие арендодателя по страхованию склада за деньги арендатора в трети случаев не работает.

Как показали исследования, рынок страхователей поделился на два «лагеря». В первом полис заключается «принудительно» по требованию кредитора или инвестора.

Во втором случае инициатива застраховать склад опять же стимулирована извне. Но мотивом покупателя становится желание привлечь арендатора (простой помещений приносит убытки). Предлагая в аренду уже застрахованный склад, хозяин сокращает расходы партнера на 1,5-3% ежегодно, снижая его (арендатора) риски.

Страховка для офиса – самый предсказуемый сегмент

Самым предсказуемым «отделом» остается страхование офисного помещения. Здесь, как и прогнозировали эксперты, правит балом кризис.

  1. В 80% случаев страхователями выступают арендаторы. Часто один центр застрахован «по квадратам» в коллективном порядке (до 50-100 договоров от пользователей помещений, в таком режиме страховщик может предложить скидку до 30%).

  2. Исследования риэлтерских компаний показали снижение объема продаж на первичном рынке офисных зданий на 25% в 2016 году. Что отразилось и на страховании недвижимости этой категории: меньше ипотечных сделок – меньше полисов для новых офисов.

  3. Вакантность самых дорогих помещений сохраняется на высоком уровне (до 23% в Москве). В то же время страхованием офиса в 62% случаев (данные за 2014-2015 гг.) пользовались арендаторы объектов класса «А». Их число сократилось – постепенно уменьшается и объем вновь заключаемых договоров страховки (в 2016 году отрицательная динамика составила 3%).

Страхование торговых залов: полет нормальный

По мнению опытных специалистов в сфере финансовых инвестиций, торговые помещения в 2016-2020 гг. будут самыми привлекательными для инвесторов. Спрос на них уже вырос за полгода на 22%. Вакантность площадей снизилась до рекордных 8% (непищевые магазины) в Москве и 5% в крупных городах.

Страхование имущества такого уровня ликвидности, как торговые помещения, логичным образом показывает положительные результаты.

  • 90% сборов – от арендодателей, которые не сегодня – завтра вновь начнут бороться за «место под солнцем», в том числе через готовность обслуживать более полное покрытие застрахованных рисков;

  • растет объем договоров за счет ее собственников (страхование торгового центра при его оформлении в ипотеку, финансовой аренде с выкупом): в I полугодии 2016 года темп достиг отметки в 14%.

Договоры аренды торговых залов уже проиндексированы на 4-6%. Что может стимулировать и рост цен на их страхование (оценивается от кадастровой или фактической стоимости, которая на фоне увеличенного спроса тоже повышается). Во избежание переплат СА «GALAXY страхование» рекомендует проводить анализ расценок ключевых СК перед покупкой полиса.

В нашем портфеле уже собраны лучшие страховщики страны и предложения от них по страхованию недвижимости юридических лиц. У нас можно посчитать стоимость полиса и сразу подать заявку на выгодную программу, чтобы сократить расходы арендатора (заемщика) без потерь в эффективности страховки.