В страховании международных морских грузов наметилось подорожание полисов

Морское страхование – один из самых старых, востребованных видов защиты – может набрать в цене. Об этом уже неоднократно заявляли страховщики Европы и США, теперь скорое повышение тарифов КАРГО анонсируют российские компании. Причиной таких заявлений стало сокрушительное положение отрасли, к которому морские перевозки пришли в 2016 году.

Рынок морских перевозок переживает непростые времена

Речь преимущественно о контейнерных рейсах (и страховании морских грузов, перевозимых контейнерами), хотя повышение ставок может затронуть все категории услуги. Негативный прогноз связан с двумя условиями.

  1. По итогам исследования крупных международных компаний, на европейском рынке транспортных услуг наблюдается сумасшедший профицит оборудования. Контейнеры старше 10 лет в некоторых СК уже не принимаются под страхование грузов, в них перевозимых. В России пока работают и с более возрастной «тарой», но ее использование может повысить стоимость полиса.
  2. После банкротства большой южнокорейской перевозочной компании Hanjin Shipping о сложном положении заявили 11 из 12 крупных перевозчиков. Малые и средние предприятия уже в 30% случаев думают о начале процедуры банкротства. Финансовый крах европейских и американских организаций – заслуга финансового кризиса, который уже приводил к удорожанию страхования перевозок дважды. Снижение грузооборота, минимизация тарифов – вот обстоятельства, из-за которых лидеры уже третий год подряд заявляют убытки в годовых отчетах.

Страховых случаев не прибавилось, но риски возросли

Сегодня в открытом море уже «простаивают» грузы (не имеют возможности зайти в порты из-за задолженности) на сумму в 20 с лишним миллиардов долларов. Почти 40% товаров на грани порчи, что сулит немалые потери грузоотправителям. И хотя по страхованию груза при морской перевозке данный случай страховым может не быть (это ответственность перевозчика), некоторые лондонские и немецкие перестраховочные компании уже отказываются принимать риски от старых транспортных страхователей.

Для страховщиков России и Европы это значит, что разметить дорогие риски уже проблематично. В будущем ситуация будет ухудшаться (тройка европейских лидеров по морским доставкам, включая французский бренд CMA CGM и датскую Maersk Line уже заявили о пересмотре политики работы на внешних рынках). На фоне дорожающих полисов страхования международных перевозок, которые в морском рейсе обязательны, службы доставки просто начнут останавливаться.

При перевозках по странам ЕАЭС подорожание может быть компенсировано

На фоне депрессивных событий по западному направлению более оптимистичной выглядит ситуация в Евразийском бассейне. Как считают некоторые СК, здесь неотвратимое уже подорожание страховки груза может быть компенсировано за счет снижения стоимости самой перевозки (для отправителя).

На перспективы сокращения расходов по доставке товара в страны-участницы ЕАЭС указывает:

  • Предложение Минфина по выделению средств на субсидии при покупке новых судов в кредит (данное нововведение может положительно сказаться и на страховании международных грузов, и на стоимости полиса для судна).
  • Выступление Максима Асаула (замдиректора отдела транспорта Евразийской комиссии) на IX Форуме участников ЕАЭС по вопросам транспортного потенциала. Эксперт заявил, что осень 2016 года – самое благоприятное время для подписания соглашения о свободном коридоре по маршрутам стран ЕАЭС.

По прогнозам, последнее соглашение должно быть подписано до конца этого года. Если так и случится, экономия на перевозках по внутреннему евразийскому бассейну, как подсчитали транспортные компании, составит до 10% от текущей стоимости. Договор страхования морского груза же должен подорожать на 8-12% (приблизительные подсчеты ICC – Лондонского института).

То есть для перевозчиков, которые будут работать по доставкам и транзиту товара через/в страны ЕАЭС увеличение страхового тарифа пройдет незаметно. Плюс в их распоряжении остается возможность снизить страховые расходы через генеральный полис и качественную страховую историю.

После корректировки тарифа с учетом нынешнего пессимистичного тренда особую актуальность приобретет сервис выбора наименьшей цены страхования грузов от проверенных СК. СА «GALAXY страхование» уже готово к данной ситуации: у нас действует продуманный алгоритм подбора страховки, сравнения цен и удаленного заказа полиса (бумажная версия придет почтой). Каждый может получить консультацию и рассчитывать на лояльные тарифы, не рискуя качеством страховки.