расчетов всего -
Загрузка...
расчетов за сегодня -
Загрузка...
Безопасность бесплатной не бывает
Безаварийная эксплуатация флота - одна из приоритетных задач, стоящих перед судовладельцами. В преддверии реформы управления на водном транспорте мы встретились с директором по безопасности судоходства и качеству Северо-Западного пароходства С.П. Першичевым и начальником управления безопасности на флоте Волжского пароходства П.Н. Салтыковым, чтобы поговорить о том, что делается в судоходных компаниях для обеспечения безаварийной работы.
Сергей Першичев: "Судоводителя нужно разгружать"
- Сергей Петрович, то внимание, которое сегодня уделяется безопасности судоходства по внутренним водным путям, вероятно, оправданно. На море уже порядка 20 лет действует Международный кодекс по управлению безопасностью (МКУБ). Полагаю, что Северо-Западное пароходство имеет солидный опыт работы в этом направлении...
- Разумеется. 23 мая 1998 года ОАО "СЗП" после проведенной Российским Морским Регистром сертификации получило документ о соответствии компании требованиям МКУБ. Этому событию предшествовала большая работа: была подготовлена вся необходимая документация, получено одобрение главного управления РМРС, а также обучен управляющий персонал компании. Вот с тех самых пор - с конца 90-х - мы в соответствии с системой управления безопасностью (СУБ) оперативно решаем все проблемные вопросы по мере их возникновения.
Основой СУБ является выполнение утвержденных процедур, разработанных на основании требований нормативной документации при эксплуатации судна, где большое значение имеет устранение имеющихся несоответствий и принятие корректирующих действий во избежание проблем в будущем. В нашей компании была разработана, поддержана Регистром и рекомендована другим пароходствам процедура по работе с Port State-контролем (PSC), когда суда подвергаются проверкам контролирующих органов в иностранных портах захода.
В регионах, где эксплуатируются наши суда, действуют инспекционные режимы, установленные в соответствии с Парижским, Средиземноморским, Черноморским меморандумами.
С 1 января 2011 года вступил в силу новый инспекционный режим Парижского меморандума, который подразделяет суда на несколько профилей риска: низкий, стандартный и высокий.
Флот высокого риска инспектируется раз в 6 месяцев, стандартного - раз в 12 месяцев, а суда низкого риска подвергаются проверке раз в 3 года. Также введены показатели деятельности компаний по управлению СУБ: высокие, средние, низкие и очень низкие.
- Какое место по этой шкале занимает флот Северо-Западного пароходства?
- По предварительной калькуляции наше пароходство в регионе Парижского меморандума относится к компаниям со средним показателем деятельности, а наши суда - стандартного риска, благодаря нахождению российского флага в "белом списке", высокому показателю работы РМРС и по ряду других условий.
- Что конкретно делается в компании для обеспечения безопасности плавания?
- В первую очередь, проводится обучение плавсостава. Капитаны проходят инструктаж во всех подразделениях компании, в ходе которого узнают, какие новые правила появились, на что надо обратить особое внимание, над чем поработать, проводится разбор транспортных происшествий и характерных пунктов требований контролирующих организаций в рамках PSC и FSC. Также до сведения капитанов доводятся новые нормативные документы.
Кроме того, каждый год организуется внутренняя проверка судов, которую проводят капитаны-наставники, технические менеджеры - они отслеживают, насколько теплоход соответствует всем требованиям, предъявляемым как к техническому обслуживанию, так и ведению документации на борту, выполнению судовых процедур и прочее. На каждом судне разработаны графики проведения техобслуживания, за соблюдение которых отвечают старший механик и старший помощник капитана.
Для дальнейшего повышения качества и безопасности судовождения мы заключили долгосрочную программу сотрудничества с ООО "Транзас Навигатор", целью которой является обеспечение судов электронной картографией. Программа разбита на три этапа. Первый этап, в ходе которого установлено программное обеспечение на пяти судах, обновлено программное обеспечение на тренажере УТК "Навигация и связь", уже завершен. Сейчас на этом тренажере идет подготовка судоводителей для дальнейшей работы на строящихся судах проекта RSD 49. В 2012-м флот компании должен пополниться тремя новыми теплоходами, оснащенными новейшим картографическим оборудованием, к этому времени судоводители уже пройдут обучение и получат соответствующие сертификаты.
Ну и, разумеется, наша дирекция постоянно держит руку на пульсе, регулярно проводит анализ результатов проверок флота в иностранных портах. По окончании каждого года мы доводим до сведения судоводителей, в каких портах и какие замечания были сделаны, анализируем их, готовим сводные таблицы, справки, инструкции.
- Сергей Петрович, сейчас много говорят о том, что судоводителей нужно освобождать от обширной бумажной работы, связанной с ведением различной документации. Вы согласны с этим?
- Да, я согласен, что на плечи штурманов ложится подчас неподъемная бумажная ноша. Чтобы облегчить труд судоводителя, требуется увеличить электронную базу, установив на судне компьютер и интернет-модем для связи с компанией. Однако если на внутренних водных путях флот находится в зоне приема сигнала, то в море ситуация складывается совершенно иная, да и оборудование довольно дорого.
На наших судах "река-море" установлена система ИНМАРСАТ, с помощью которой можно взаимодействовать с теплоходами посылкой РДО-телеграмм. Однако двустороннюю связь с целью просканировать документ, послать задачу на судно и оперативно получить ответ в рамках системы управления безопасностью мы пока сделать не можем.
Чтобы облегчить труд судоводителя в части корректуры бумажных карт и пособий, с 1 января текущего года мы начали внедрять электронную систему извещения мореплавателям (ЭСИМ), к которой подключили уже пять судов. В результате должно уменьшиться количество времени, которое моряки затрачивают на эту работу.
- А не проще ли внедрить на судах электронную картографию?
- Мы планируем ее устанавливать на наших теплоходах. Но дело в том, что
внедрение электронной картографии все равно не упраздняет бумажные карты, которые должны быть в обязательном порядке откорректированы и актуализированы.
Право упразднить бумажные карты дает лишь установка двух независимых систем электронной картографии, а это очень дорого.
Вообще, электронная картография - это недешевое удовольствие. Затраты складываются, во-первых, из высокой стоимости сертифицированного оборудования ("железа"), во-вторых - стоимости программного обеспечения, в-третьих - набора карт ("фолио"), в четвертых - поддержания этих карт на современном уровне, то есть постоянной их корректуры. В целом затраты на приобретение и содержание электронной картографии сегодня превышают стоимость бумажных карт в разы. Тем не менее электронная картография значительно облегчает труд судоводителя и, соответственно, повышает безопасность, поэтому мы и идем на эти траты.
За электронными картами будущее. Надеемся, что и стоимость их при массовом использовании на флоте в дальнейшем должна значительно снизиться, как это произошло, например, с мобильной связью (ведь когда-то мобильный телефон считался роскошью). С другой стороны, на ВВП пока еще не отработан механизм автоматической или хотя бы полуавтоматической корректуры электронных карт. А это очень важный момент, на который бы хотелось обратить внимание. Обеспечение электронных карт на ВВП своевременной корректурой - вопрос не простой и требует усилий технических, финансовых и, самое главное, организационных: требуется скоординировать действия разработчиков ЭКНИС и ГБУ всех бассейнов. По этой причине сегодня полностью перейти на электронные карты на ВВП и отказаться от атласов ЕГС мы еще не готовы.
- Как вы считаете, возрастут ли затраты судовладельца в связи со стартующей реформой управления безопасностью?
- Я не думаю, что возрастут, если суда содержатся в хорошем техническом состоянии. Наша дирекция по безопасности судоходства и качеству отслеживает наличие карт, атласов ЕГС на судах, нормативно-правовой литературы. Если мы работаем нормально, а судно в исправном техническом состоянии, тогда и проблем никаких быть не должно. Однако, как вы понимаете, это все требует определенных затрат - бесплатной безопасность не бывает.
Павел Салтыков: "Главный на судне - человек"
- Павел Николаевич, Волжское пароходство традиционно уделяет много внимания вопросам обеспечения безопасности судоходства. Из каких основных направлений состоит эта работа?
- Безопасность эксплуатации флота закладывается во всех подразделениях нашей компании, это понятие комплексное, включающее в себя и техническое содержание флота, и подготовку кадров. Безусловно, ключевое значение имеет так называемый человеческий фактор - как ни крути, но главный на судне все же человек. Именно поэтому мы уделяем повышенное внимание обучению плавсостава, проведению аттестации сотрудников, повышению их квалификации.
В компании имеется тренажерный центр, оснащенный новейшим оборудованием. В межнавигационный период здесь проводится дополнительное обучение штурманов. Например, минувшей зимой велась подготовка комсостава на тренажере "Транзас" по программе "Маневрирование и управление судном проекта RSD 44" - обучение прошли 30 судоводителей, направленных на теплоходы нового проекта.
Проводится работа по подготовке к дипломированию выдвинутых на вышестоящие должности членов плавсостава. Капитаны-наставники нашего управления принимают участие в работе комиссий по дипломированию при ГБУ, совместно с отделами кадров баз техобслуживания флота выполняют расстановку комсостава на суда. В навигационный период на флоте проводятся плановые учения (учебные тревоги по оставлению судна, пожарная, по борьбе с водой, "человек за бортом").
Еще одно важное направление нашей работы - снабжение флота картами, атласами Единой глубоководной системы, лоциями, нормативными документами, регламентирующими обеспечение безопасной эксплуатации флота, и другими навигационными пособиями. На это в компании тратятся немалые средства. Например, в 2011 году закуплено навигационных морских карт на сумму 348,6 тысячи рублей, атласов ЕГС - на 2182 тысяч рублей, электронных карт - на 1085,2 тысячи рублей.
- То есть главное в борьбе за безопасность судоходства - обеспечение профилактики транспортных происшествий?
- Совершенно верно. Именно с этой целью в навигационный период проводится контрольно-профилактическая и воспитательная работа с экипажами и осуществляется проверка организации службы на судах. Капитаны-наставники регулярно командируются на линии с выходом в рейс для проведения инспекционной работы, изучения деловых качеств судоводителей, а также с целью оказания помощи капитанам в обеспечении безопасной проводки теплоходов при сложных буксировках, во время плавания в сложных навигационных условиях.
Совместно с диспетчерским аппаратом компании мы контролируем соблюдение установленных для судов ограничений по районам плавания, погодным и ледовым условиям. Ведется постоянное взаимодействие с Гидрометцентром России по обеспечению теплоходов прогнозами погоды по Азовскому морю, Ладожскому и Онежскому озерам. Ежедневно на флот компании, находящийся в Азовском море, Керченском проливе и на подходах к ним, через спутниковую систему ИНМАРСАТ направляются долгосрочные метеопрогнозы.
В компании и на судах, эксплуатируемых в морских бассейнах, с 2007 года функционирует одобренная Морским Регистром добровольная система управления безопасностью, разработанная на основании требований МКУБ. Эффективность и соответствие требованиям МКУБ пароходство ежегодно подтверждает Морскому Регистру.
- Павел Николаевич, насколько своевременно, на ваш взгляд, реформирование системы управления безопасностью на внутренних водных путях?
- Полагаю, что необходимость этого шага продиктована временем. На внутренних водных путях эксплуатируется флот, построенный несколько десятков лет назад, но не в каждой компании, подобно нашей, безопасности судоходства уделяется столь пристальное внимание. Поэтому инициативу Министерства транспорта считаю важной и своевременной.
Фото: Северо-Западное пароходство

По материалам: www.ati.su

Хотите индивидуальный расчет? Оставьте заявку и наш специалист свяжется с вами!

Нажимая кнопку "Отправить" Вы соглашаетесь c Пользовательским соглашением и Политикой персональных данных
Нажимая кнопку "Зарегистрироваться" Вы соглашаетесь c Пользовательским соглашением и Политикой персональных данных
×

Обратный звонок

×

Заявка на расчет


×

Заявка на расчет


×