расчетов всего -
Загрузка...
расчетов за сегодня -
Загрузка...
Грузили апельсины бочками
В наши дни автотранспорт является одним из самых востребованных, мобильных, относительно дешевых и в то же время опасных видов транспорта. Потому что, во-первых, автоперевозка осуществляется по неохраняемым дорогам. Во-вторых, машины чаще всего в целях экономии перемещаются без охраны. В-третьих, расследование таких преступлений очень затруднено из-за того, что порой трудно установить, на какой территории совершено злодеяние.
Кроме этого, сейчас появились мошенники, успешно осваивающие способы увода груза налево. Дальнейший рассказ основан на реальных событиях, публикуется в назидание как потенциальным заказчикам подобных услуг, так и бизнесменам, пользующимся услугами перевозчиков.
«Скания» канула в Лету вместе с «Пермским краем»
Еще в 2008 году индивидуальный предприниматель из Перми Вадим заключил договор на экспедирование грузов с ООО «Пермский край», учредителем которого была Наталья Гусева. Согласно условиям экспедитор «Пермского края» обязался за счет клиента организовать перевозку груза стоимостью более миллиона рублей, подобрать перевозчиков и осуществить контроль за своевременной доставкой товара грузополучателю.
И когда казалось, что все идет как по маслу, груз - 20 тонн бакалеи - вдруг исчез. Ни с того ни с сего вместе с водителем пропала фура «Скания». Будто ее гигантская корова языком слизала.
Правда, шофер потом объявился, развел руками, мол, подмосковные жулики угнали.
Предприниматель, естественно, обратился с претензиями к «Пермскому краю».
- Следователь предлагал грузообладателю приехать в Москву и написать заявление, а тот не согласился, - упрекает Наталья Гусева заказчика.
Вадим в столицу действительно не поехал, а прямиком направился в суд. Дело рассматривалось в двух судебных инстанциях. В результате чего Семнадцатый арбитражный апелляционный суд вынес окончательное решение: взыскать с ООО «Пермский край» в пользу индивидуального предпринимателя 1 347 365 рублей.
Но истец рано обрадовался: судебный пристав с исполнительным листом на руках проигравшей фирмы не нашел. По указанному адресу (г. Пермь, ул. Леонова, 43а) в поте лица трудилось не ООО «Пермский край», а ООО «ТЭК «Пермский край». «ТЭК» - это значит транспортно-эксплуатационная компания с теми же самыми кадрами и во главе с той же самой Натальей Гусевой, только уже не в качестве учредителя, а в качестве директора.
- Извините, - вежливо произнес пристав, - к вам у нас претензий нет. А где ООО «Пермский край»?
А «Пермский край», спешно расставшись с активами, бережно хранил уставный капитал в 10 тысяч рублей. Готов, мол, в пользу пострадавшего по моей вине от сердца оторвать.
Конечно, потерпевший мог бы вернуть деньги с помощью страховки, но без возбуждения уголовного дела о хищении или мошенничестве страховая компания не может применить страховой случай. А чтобы возбудить уголовное дело, необходимо показания водителя, который опять как в воду канул.
Хождения по правоохранителям
Стал Вадим письма писать - мол, кто, где и как ищет мое добро. И тут началось веселье в полицейском ведомстве. Сначала заявление было в Перми, потом его отправили в Москву, из Москвы ему предложили съездить в город Железнодорожный - якобы машину видели там последний раз. В городе Железнодорожном тоже не дураки: зачем розыском заниматься - откуда выехала машина, там пускай и ищут. И переправили заявление опять в город Пермь.
От отправки до получения корреспонденции проходит порой почти месяц. Так и ходит заявление из одного отдела в другой, и никто принять решение не может - а соответственно, и розыск организовать в соответствии со всеми требованиями УПК и УК РФ. Номер машины известен, фамилия водителя известна, где он прописан - также известно. И каково же было удивление Вадима, когда он узнал, что машину в розыск не объявили, по месту прописки водителя даже запрос не отправлен, и уголовное дело так и не возбудили. Это было летом 2011 года.
Съездил Вадим в Москву, упрашивал полицейских искать похищенное. Некогда, ответили ему, у нас тут переаттестация. Сам президент за ходом реформ следит.
Сейчас на дворе 2012-й, а воз и ныне там, то есть у мошенников или воров. Прошло несколько лет, соответственно этому увеличивается сумма долга. Вадим подал иск на переиндексацию. Если он окажется в размере или превысит 2,5 миллиона рублей, это уже будет считаться хищением в особо крупном размере.
А почему бизнесмен не подаст заявление в полицию на фирму «Пермский край»? Да по той же причине и не подает, что нет уже такой фирмы.
«Призраков» прижмут
Фирмы-однодневки - это серьезная беда нашего бизнеса. В Пермском крае до нынешнего года в квартал регистрировалось по 500 подобных «летучих голландцев».
И наш регион не оказался исключением, такое положение фиксируется в той или степени по всей стране. К решению проблемы подключился Президент РФ.
И вот недавно в УК РФ были внесены изменения, введены новые формулировки «составов преступления». В декабре 2011 года был официально опубликован Федеральный закон от 07.12.2011 №419-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», согласно которому введена уголовная ответственность за образование юридического лица через подставных лиц (так называемых «фирм-однодневок») в виде штрафа, принудительных работ, лишения свободы. При этом под подставными лицами понимаются лица, являющиеся учредителями (участниками) юридического лица или органами управления юридического лица.
Уголовная ответственность предусмотрена также за предоставление или приобретение документа, удостоверяющего личность, или выдачу доверенности, а также использование персональных данных, полученных незаконным путем, если эти действия совершены для образования юридического лица в целях совершения одного или нескольких преступлений. Причем под приобретением документа, удостоверяющего личность, понимается его получение на возмездной или безвозмездной основе, присвоение найденного или похищенного документа, удостоверяющего личность, а также завладение им путем обмана или злоупотребления доверием.
Словом,
если факты будут свидетельствовать о том, что фирма создана не на века, а на один день, то ее организаторов можно привлекать к уголовной ответственности.
Сейчас примеров возбужденных дел пока еще нет, но, по заверениям сотрудников правоохранительных органов, у полицейских уже имеются некоторые наработки. Так что первые дела вот-вот появятся.
Возвращаясь к поучительной истории
Впрочем, к случаю с предпринимателем Вадимом это не имеет никакого отношения. Потому что мошенничество в отношении него было еще в 2008 году, а новый закон, как известно, обратной силы не имеет.
Написал Вадим жалобы в прокуратуру, и про генерального прокурора не забыл. Но остается у предпринимателя одна маленькая надежда: возбуждение уголовного дела по факту ущерба в особо крупном размере.
Словом, тяжелый случай, от чего не застрахован никто из бизнесменов, которые пренебрегают полезным советом - проверять будущих компаньонов на добропорядочность.
И если бы Вадим навел справки о «Пермском крае», то информация об уставном капитале в 10 тысяч рублей, возможно, отбила бы у него желание иметь дело с такими предпринимателями.
Комментарии
Эльвира Мингалеева, директор ООО «Пермский центр страхования»:
Формальный подход не страхует от рисков
- Практика показывает, что страхование грузов в крае пока не пользуется большой популярностью среди предпринимателей. Это подтверждается и общероссийской статистикой. По данным с сайта www.insur-info.ru,
из общего объема перевозимых грузов в России страхуется примерно 35-40%.
А, например, в Европе страхуется 90% грузов.
По страхованию грузов к нам обращаются как грузовладельцы, так и экспедиторы-перевозчики, также посредники между покупателем и продавцом. Чаще, конечно, приходят за полисом перевозчики, особенно те, которые работают с крупными заказчиками, по условиям договора с которыми они должны застраховать либо груз (примерный тариф - 0,15% от стоимости груза за каждую перевозку), либо свою ответственность (примерный тариф - 1,13?% от страховой суммы на весь год). Хотя такое страхование может быть недостаточным, поскольку при повреждении грузов по не зависящим от перевозчика причинам выплаты произведены не будут.
К сожалению, такие полисы для некоторых предпринимателей носят почти формальный характер. Бывают случаи, что при общении с нами перевозчик не выдвигает никаких требований по выбору страховой компании, главное, чтобы было дешевле. Он может указать не все транспортные средства, которые ему принадлежат, попросить заложить франшизу, а также свести страхуемые риски до минимума. Потому что все это существенно снижает тариф.
Необходимо отметить, что есть и такие клиенты, с которыми мы выбираем страховщика по финансовым показателям деятельности, по доле перестрахования рисков, по рейтингу надежности, - это компании, руководство которых понимает всю меру своей ответственности за груз.
Для страховых компаний страхование грузов не является рисковым. По данным ФСФР, на территории Пермского края за 2011 год всеми страховыми компаниями по страхованию грузов было собрано 96 млн руб., выплат произведено 3 млн руб.
Наталья Куропова, директор Пермского филиала ЗАО «ГУТА¬Страхование»:
Страховки на них нет
- Сегодня бизнес недостаточно активно использует услугу по страхованию грузоперевозок. Конечно, крупные компании, поставщики продуктов питания, товаров хозяйственного, бытового назначения, промышленных предприятий, как правило, пользуются такими услугами. У предприятий же малого и среднего бизнеса, скорее всего, просто недостаточно информации о том, как это осуществляется.
Отмечу, что
вообще существует два вида страхования в направлении грузоперевозок: страхование самого груза и страхование ответственности грузоперевозчика.
В договоре страхования груза полис оформляется на каждую перевозку в соответствии с товаротранспортными накладными. Взнос, как правило, составляет 0,2-0,3% от стоимости груза. Тогда в случае повреждения груза производится выплата в зависимости от причиненного ущерба.
Стоимость страхования грузоперевозки зависит от маршрута передвижения, количества километров пути, покрывается ли страховой защитой риск погрузочно-разгрузочных работ, и очень большое влияние оказывает характер перевозимого груза. Застраховать перевозимые металлические заготовки гораздо дешевле, чем алкогольную, табачную продукцию или продукты питания. Кстати, при перевозке продуктов питания может присутствовать такой риск, как температурный режим. Если в случае ДТП происходит поломка кондиционеров в рефрижераторе, то может произойти порча груза по причине нарушения температурного режима. Эти вопросы обязательно нужно отражать в страховом договоре.
Если говорить о страховании ответственности перевозчика, то, как правило, этим договором интересуется перевозочная компания. Он стоит не очень дорого и закрывает все виды грузоперевозок, которые осуществляются в течение срока договора.
При этом выплата происходит только том случае, если груз поврежден по вине грузоперевозчика. Если, например, произошло опрокидывание фуры, но виновником явился другой участник дорожно-транспортного происшествия (ДТП), а не ваш перевозчик, то, соответственно, по факту повреждения груза придется иметь дело с виновником ДТП. У виновника ДТП обычно, кроме полиса ОСАГО, ничего больше нет. Возмещение по ОСАГО выдается на сумму не более 120 тыс. руб. за причинение имущественного вреда одному потерпевшему.
По моему мнению, лучше заключать договор страхования груза. Независимо от того, кто виноват в повреждении груза, перевозчик или третьи лица, если есть полис страхования самого груза, то будет возмещен ущерб, причиненный при перевозке. Кстати говоря, очень часто расходы по страхованию груза берет на себя грузоотправитель, так как понимает, что доставка груза в целостности в его интересах. Поэтому, если ваш бизнес связан с перевозками и стоимость каждой единичной перевозки высокая, целесообразно задуматься о страховании груза.
Надежда Ефремова, заместитель директора Пермского филиала ОАО «Русская страховая транспортная компания»:
Страхование грузоперевозок на добровольных началах - хорошая защита для бизнеса
- Страхование грузов - один из видов финансовой защиты, наиболее часто используемый крупными предприятиями, производителями и перевозчиками ввиду низкой стоимости страхования относительно стоимости грузов и частоты грузоперевозок. Вопрос страховать или не страховать у данного сегмента страхователей, как правило, не стоит - выбирают страховщика и конкретные условия страхового покрытия.
В сфере малого и среднего бизнеса картина несколько иная. Многие заказчики перевозок грузов слабо информированы о возможности страхования перевозимых грузов, при этом в случае гибели или повреждении груза несут значительные убытки. Однозначно, что расходы на страхование несоизмеримы с финансовыми потерями, и страхование грузоперевозок для бизнеса достаточно выгодно. Страховщики, специализирующиеся на данном виде страхования, имеют разнообразные программы, разработанные под разные типы грузов и транспорта.
Что касается выгоды для страховых компаний по осуществлению такого рода услуг, этот вид интересен страховщикам, так как при хорошем профессиональном подходе к оценке рисков данный вид не является убыточным.
Фото: freightlinertrucks.com

По материалам: www.ati.su

Хотите индивидуальный расчет? Оставьте заявку и наш специалист свяжется с вами!

Нажимая кнопку "Отправить" Вы соглашаетесь c Пользовательским соглашением и Политикой персональных данных
Нажимая кнопку "Зарегистрироваться" Вы соглашаетесь c Пользовательским соглашением и Политикой персональных данных
×

Обратный звонок

×

Заявка на расчет


×

Заявка на расчет


×