Актуальность страхования металлургических рисков и новые стратегии

Металлургия — одна из немногих отраслей в России со специфическими рисками. Огромное количество предприятий, обширный спектр производства и широкая география — те факторы, которыми обусловлена сложность выбора страховой защиты. Немаловажным фактором является и вред, наносимый производством экологии, что априори требует страхования ответственности. В условиях санкционного кризиса вопрос встаёт особенно остро, поскольку только страхование способно обеспечить этой отрасли защиту в сложившейся ситуации.

Низкий уровень защиты в металлургии

На сегодняшний день конкретных требований к отдельным видам страхования в отношении металлургического производства просто нет. Исключение составляют:

  • опасные объекты производства, владельцы которых обязательно заключают договор о страховании ответственности;
  • покрытие автогражданской ответственности;
  • крайне редко — страхование ответственности перевозчика.

При этом страхование ответственности владельца опасного предприятия за вред, который производство причиняет окружающей среде, не является обязательным. Сами владельцы крайне редко изъявляют желание добровольного страхования. Даже если оно есть, априори требуется законодательная база, позволяющая объективно оценить риски и предоставить независимую экспертизу.

То есть в реалиях ситуация контролируется самими владельцами, и их отношение к ней диктует дальнейшие действия по оценке рисков и поиску новых сценариев их минимизации.

Эксперты утверждают, что причина кроется в том, что в отношении металлургических предприятий сложно провести оценку, определяющую страховую сумму. Чаще в страховых договорах фигурирует сумма, недостаточная для возмещения убытков, поскольку величина ущерба может быть колоссальной.

Реалии и поиск новых стратегий

Причина занижения суммы для возмещения ущерба кроется в стремлении предприятий сэкономить на страховых тратах. Однако при наступлении страхового случая, этой суммы будет недостаточно для возмещения ущерба. Ситуацию исправляют расширения, принятые в рамках определённого пакета.

К такому расширению, например, относятся предпринимательские риски, когда страхуют убытки при нарушении непрерывности производства. Это самое значимое расширение, не зависящее от объёмов производства. Но и здесь возникают вопросы. Они волнуют не только отечественные, но и зарубежные предприятия. Вопросы касаются причин перерыва на производственных площадках. Сегодня это очень актуально — пандемия, военные действия, другие неординарные события (диверсии и т. д.). СК заявляют, что включить это в перечень исключений при стандартной защите не удастся. То есть расширения действенны только в отношении цепочки поставок (сбыте или поставке сырья), которые привели к простою на производстве. Дополнительно сюда можно включить сбои в электросети, которые способны привести к значительным убыткам, связанным с порчей оборудования и потерей сырья (застывание горячего металла и т. д.). В совокупности это говорит о страховании имущественных рисков, включающих в себя целый комплекс возможных убытков — от минимальных до значительных.

Ситуация адекватно была оценена страховщиками, которые предлагают своим партнёрам несколько условий страхования:

  • от всех рисков;
  • от пожаров и сопутствующих рисков;
  • расширение существующего страхового покрытия.

Помимо этого, страховщики предлагают новые формы защиты, связанной с продажами в условиях санкций. Прогнозируют, что спрос на такое покрытие будет только расти.

Важно, что покрытие таких рисков требует их размещения у перестраховщика. Но и страховщиков в этом сегменте немного, при этом большая их часть уже находится под санкциями. Результат — глобальная трансформация в сегменте страхования металлургических предприятий и миграция прежних клиентов.