Спустя девять месяцев после одобрения Госдумой поправок в закон об ОСГОП, проект прошел второе чтение. Заминка длиной в три квартала, как объясняют эксперты, была спровоцирована НССО, который оставался неудовлетворенный нюансами регламента в части урегулирования спорных вопросов. Предложения Союза страховщиков ответственности, правда, так и остались без внимания. Но некоторые «косметические» правки в правилах ОСГОП все же имеют место. Какие?
Упрощенная практика страхования ответственности перевозчика для международников
Среди значимых корректировок – прозрачная схема страхования ответственности для международных перевозчиков. Они смогут работать на территории России без ОСГОП при условии:
- наличия полиса страхования гражданской ответственности перевозчика , заключенного с любой страховой компанией, в соответствии с международными стандартами (при недостаточной сумме возмещения, согласно российским нормативам, разницу транспортная компания заплатит из собственного бюджета);
- добровольного страхования ответственности перевозчика перед пассажирами с лимитами, не ниже установленных.
Данная возможность станет открытой благодаря уточнению в законе о запрете двойной страховки пассажиров. Международников это коснется в первую очередь, потому что они обязаны работать на условиях, принятых в мировом сообществе, и уже имеют многолетний опыт страхования в компаниях (в 70% случаев не российских) по общепринятым стандартам.
Фонд премий, собранных страховщиками, должен использоваться активнее
ОСГОП остается одним из редких видов страхового сопровождения, в котором наблюдается профицит собранных премий. Теперь зона покрытия рисков по нему увеличена. Говоря проще, страховщики должны увеличить объем осуществляемых выплат.
- Дети до семи лет, сопровождаемые взрослыми, согласно поправкам в 67-ФЗ, станут получателями страхового возмещения по обязательному страхованию ответственности перевозчика. Пока непонятно, как именно реализуют доказательную практику их присутствия в транспорте на момент происшествия, но объем выплат на возмещения ущерба, причиненного маленьким пассажирам при условии присутствия с ними взрослого, установлен на том же уровне, что и для держателей проездных документов.
- Утверждена предварительная обязательная выплата по страхованию гражданской ответственности перевозчиков пассажиров в размере 100 тысяч рублей в течение трех дней с момента подачи заявки по факту происшествия. Начиная с четвертого дня страховщик, если не выплатит предварительные деньги на лечение пассажиров или восстановление ценности их багажа, обязан платить по 1000 рублей за день просрочки (1%).
По данным экспертов, собранные по договору страхования перевозчика средства (фонд, формируемый по 67-ФЗ) объективно недоиспользованы. Соотношение премий и выплат (годовое) в этом виде вмененного страхования колеблется на уровне от 2:1 до 3:2. Такая ситуация ведет к постоянному недовольству перевозчиков, – отмечают аналитики.
При этом, как показали исследования, снижение тарифа де-факто опасно в силу специфики рисков в ОСГОП. При наступлении серии страховых случаев накопленных страховщиками средств (автотранспортная страховка) может оказаться недостаточно для выполнения обязательств.
Проблемные случаи так и не освещены в новом законе
Как отметили в НССО, вопрос урегулирования спорных ситуаций в рамках страхования ответственности перед пассажирами так и не были освещены в новом законопроекте. В частности, это касается случаев, когда:
- пассажир настаивает на присутствии в салоне автобуса на момент аварии, но в суматохе разбирательств утерял проездной документ;
- во время легкой аварии человек упал, его вывели на свежий воздух и вызвали скорую помощь, но врач отказался регистрировать происшествие, как случившееся во время перевозки (водитель не выдержал требования по вызову служб, согласно условиям страхования при перевозке пассажиров);
- серьезные последствия для здоровья пассажира проявились по прошествии некоторого времени после аварии.
Данные проблемные случаи должны урегулироваться правилами страхования пассажирских перевозок. Но на разбор этих ситуаций у регулятора уходят годы. Изменения в 67-ФЗ могли бы упростить такую практику и для пассажиров, и для органов, которые разбирают сомнительные заявления.
Часто проблемные случаи урегулирования по ОСГОП связаны с нежеланием самих страховщиков осуществлять выплаты. Во избежание подобных ситуаций НССО рекомендует транспортным компаниям ответственно подходить к выбору партнера.
На площадке СА «GALAXY страхование» уже созданы условия для безопасного эффективного страхования ответственности перед пассажирами. Мы собрали в своем портфеле самых сильных участников рынка ОСГОП и оптимизировали онлайн-площадку для быстрого заключения договора.