Что мешает развитию страхования грузовых перевозок в России

В отечественном транспортном страховании грузов – традиционно одном из самых перспективных направлений – ожидается динамика роста в 2019 году на 4–6%. Для сравнения, по международному рынку прогнозируется увеличение активности страхователей на 12–15%. Российский сегмент по-прежнему демонстрирует замедленный рост.

Эксперты независимой группы страховых аналитиков провели масштабное исследование с целью структуризации основных факторов, которые мешают эффективной эволюции страхования грузоперевозок . По результатам анализа, основные моменты, которые тормозят рынок, свелись к трем пунктам.

  • Ставшая уже притчей во языцех проблема перенасыщенного документооборота при урегулировании.
  • Мошенничество со стороны как страхователей, так и страховщиков.
  • Неэффективный подход страхователя к экономии через сокрытие фактической информации о категории груза ( страхование перевозок опасных грузов).

Кризис бюрократии в страховании грузов

Проблема забюрократизированности процесса урегулирования убытков в российском страховании грузовых перевозок стоит наиболее остро. Стоит отметить, что положительные изменения здесь есть: более 10 компаний из топ-20 рейтинга надежности ЦБ предпринимают активные попытки перехода на электронный документооборот с целью экономии времени и сил клиента. Но не везде этот переход уже приносит плоды.

В среднем же ситуация в сегменте международного страхования грузов демонстрирует такие показатели:

  • пакет для урегулирования включает более 20 пунктов (договоры, контракты, счета, декларации, акты и всевозможные справки), при этом у страховщиков, по данным специалистов, есть возможности как минимум 80% этого пакета запросить самостоятельно;
  • сроки сбора необходимой документальной базы только для подачи претензии на урегулирование для страхователя – от 15–20 дней (для страхования опасных грузов и морских перевозок – от 25–30 дней);
  • на выходе средний период урегулирования убытков (без судебных споров) остается крайне большим – до 60–90 дней для простых случаев.

Мошеннические манипуляции

Эксперты всегда отмечают повышение активности мошеннических действий в период экономического спада. Для российского рынка этот спад затянулся, что привело к настоящей эволюции мошенничества от представителей обеих сторон договора.

Популярные «приемы» страховщиков:

  • классический мелкий шрифт в документах, исключающий практически любую вероятность выплаты (более 30% всех судебных исков посвящены именно ему);
  • мотивация к завышенной франшизе (касается тех случаев, когда конкурентоспособные тарифы страхования грузовых перевозок начинаются с готовности страхователем принять на себя от 30% суммы потенциального убытка);
  • осознанное отнесение одного товара к разным категориям в тексте договора и прочие юридические «уловки».

У не самых порядочных страхователей популярными остаются имитация страхового случая, преднамеренное предоставление доступа к складу (промежуточному) третьим лицам, проведение более дорогих товаров по документам, чем те, что перевозятся на самом деле. Только в январе – марте 2019 года правоохранительными органами при содействии страховых компаний было выявлено более 20 попыток со стороны грузовладельца получить незаконную страховую выплату по страхованию грузоперевозок.

Сокрытие данных или недооценка рисков

Перевозка де-факто опасных грузов по документам стандартного товара – проблема, актуальная не только в России. На международном поле ее тоже фиксируют, и достаточно давно. Суть: в декларациях продукция относится к классу опасности ниже, чем на самом деле. В результате страховщик, принимая товары под имущественное страхование грузов, выдвигает недостаточно жесткие требования по организации перевозки. Небрежный подход к превентивным мероприятиям со стороны перевозчика или экспедитора формирует рискованную ситуацию.

Проблема затрагивает преимущественно морские или интермодальные контейнерные перевозки и приносит страховщикам порядка 0,5–0,7 миллиона долларов ущерба ежегодно (мировая статистика). Причина сокрытия информации понятна: сама практика транспортировки опасных товаров и их страховое сопровождение обходится дороже на 30–50%. Страхователь таким способом пытается сэкономить.

Резюме

Есть еще и четвертая причина, которая снижает качество развития страхового продукта, – недостаток внимания превентивным мерам. Большинство страхователей по-прежнему рассматривают полис как защиту «на всякий случай». Тогда как для серьезного страховщика это еще и способ предотвратить возможную аварию.

Только такой подход к страхованию транспорта грузов обеспечивает качественную площадку финансовой безопасности бизнеса. И его применяют большинство партнеров СА «GALAXY страхование». Благодаря чему тарифы по КАРГО для наших клиентов от них обходятся дешевле минимум на 10–30%.