Что происходит на рынке страхования грузоперевозок

Снижения активности в страховании грузоперевозок в 2020 году не произошло. На это указывают статистические данные по его итогам. Правда, за сохранение темпов работы страховщикам пришлось «поступиться» премией – она по сравнению с 2019 годом снизилась без малого на 8%. Эксперты называют это своеобразной платой страховых компаний за сохранение сегмента. Но обо всем по порядку.

Статистика по пунктам

Согласно отчету Центробанка РФ, цифры в страховании грузовых перевозок по итогам прошлого года получились такими:

  • суммарная премия сократилась на 7,8%;
  • суммарные выплаты тоже показали отрицательную динамику, уменьшившись на 64%;
  • средний размер компенсации – 34,7 тыс. рублей, что на 71% ниже, чем по итогам прошлого отчетного периода;
  • цена полиса страхования груза составила 5,4 тыс. рублей;
  • количество урегулированных страховых случаев – 87 тыс. (+ 24%);
  • количество заключенных договоров – 3,7 тыс.

Что произошло с премиями

Если рассматривать динамику изменения сборов по страхованию транспортировки грузов по кварталам, картина складывается вполне радужная. Это и дает основания утверждать, что отрасль в целом не только устояла, но и укрепила позиции.

Так, в первом квартале наблюдался традиционный сезонный «обвал» активности страхователей. Разница лишь в том, что в 2020 году он был несколько сильнее, чем в 2019-м. Во втором квартале снижение оказалось более чем скромным по сравнению с ожиданиями. Против прогнозируемых 30% сегмент страхования грузов при перевозке просел всего на 5%.

Дальше – лучше: темпы падения снизились почти вдвое (до 2,7%) в третьем квартале. И последние три месяца года выдали впечатляющий рост. Сборы увеличились сразу на 43% по сравнению с 2019-м (до 6,3 млрд рублей против 4,4 млрд во втором квартале).

При этом надо понимать, что II–III кварталы при значительных отличиях темпов динамики (отдельные сборы в сравнении с периодами прошлого года) показали близкие результаты. В апреле – июне страховщики собрали 4,4 млрд рублей. В июле – сентябре сборы составили 4,74 млрд рублей. То есть два самых сложных периода «пандемического» года прошли с минимальными потерями.

В основном за счет того, что страховщики пошли и на удержание, и даже на снижение стоимости страховки перевозок груза. Средняя премия уменьшилась на 10,6%.

Меньше негатива, чем кажется

С позиции страхователя столь резкое сокращение выплат на фоне роста количества урегулированных случаев выглядит негативно. На первый взгляд, согласовывая больше компенсаций, страховщики стали выплачивать меньше денег по каждому отдельному инциденту. К этому добавляется еще и увеличение количества договоров транспортного страхования грузов, пусть и незначительное (+3%).

Но при ближайшем рассмотрении ситуация выглядит не столь печально. Во-первых, общее количество страховых случаев не выросло, а наоборот, снизилось. Это и привело к сокращению суммарных компенсаций.

Во-вторых, ведомые потребностью в экономии, страхователи повышают размеры франшиз и урезают наборы рисков, получая в результате не полное возмещение потерянных сумм. Де-факто это кризисное распределение рисков между страховщиком и страхователем в ответ на сохранение первым низких тарифов страхования грузов.

Каковы тенденции рынка

Как показывают цифры (и сигналы, о которых говорят эксперты в отрасли), в 2021 году результаты в данном страховом направлении будут улучшаться:

  • продолжится концентрация страхователей вокруг сильнейших страховщиков (в 2020 году 81% договоров было оформлено у представителей топ-10 рейтинга);
  • сохранятся ставки (возможно небольшое подорожание, которое можно «обойти», выбрав наиболее привлекательный тариф в сводной таблице генерации эффективных страховых решений на сайте СА «GALAXY страхование»);
  • покрытие будет все более индивидуальным.

В таких условиях страхователю крайне важно научиться планировать и подключать к страховым программам именно те риски, реализация которых наиболее вероятна. Это можно сделать, в том числе, применяя инструменты СА «GALAXY страхование».