Что происходит с ценами на страхование грузов и каковы прогнозы

Весной 2023 года в силу вступили новые программы по установлению тарифов на страхование в секторе грузоперевозок. Теперь их величина составит 0,1% от объявленной стоимости транспортируемого груза. То есть пороги включения этой стоимости отменяются. Подобная мера призвана стабилизировать ситуацию в страховом сегменте, усугубившуюся за последние два года.

В середине 2021 года эксперты впервые отметили существенный рост тарифов на страхование грузов. Среди крупных СК их величина стала выше на 3%. Поскольку крупные компании находятся не в зоне невесомости, а среди себе подобных, вслед за ними цены начали повышать и другие страховщики. Таким было начало. Почему растут цены, и чего ждать грузовладельцам в ближайшей перспективе?

Причина роста тарифов

Оценивая текущую ситуацию, основные причины назвать несложно. За этот отрезок времени произошёл ряд таких изменений, к которым даже сами страховщики были не готовы. На их фоне условия страхования сильно изменились:

  • из отрасли ушли зарубежные партнёры;
  • риски стали более весомыми и обширными;
  • страхование постепенно стало переходить в новый формат.

Уход из отрасли зарубежных партнёров привел к росту стоимости тарифов у перестраховщика. Это первая и самая главная причина. Вторая, не менее значимая, — убыточность в сегменте грузоперевозок. Речь идёт не только об утрате грузов, но и о резком переводе системы обслуживания страхователей в онлайн-формат.

Об убыточности многие компании заявили ещё во времена пандемии, которая буквально парализовала систему доставки (как внешней, так и внутренней). Именно парализация системы доставки привела к увеличению числа аварий на дорогах. В тот период эксперты зафиксировали рост убыточности почти на 8%. Чуть позже эта цифра выросла до 12%. В тот момент впервые заговорили о повышении тарифов на страховые полисы. Чуть позже система претерпела ещё большие катаклизмы, поэтому и прогноз нельзя назвать благоприятным.

Усложняют ситуации участившиеся попытки мошенничества, причина которых кроется в том же повышении стоимости страховых полисов. СК стали постоянно сталкиваться со случаями имитации хищения грузов. Только за два «пандемийных» месяца таких попыток было выявлено порядка восьмидесяти. На этом фоне страховщикам пришлось увеличить штат сотрудников, поскольку каждый случай требует скрупулёзного изучения. А это новые издержки, которые также увеличивают стоимость страхового полиса.

Если говорить об онлайн-формате, в который стали переходить крупные страховые компании, то здесь ещё более всё усложняется. Страхование — отрасль сложная и неповоротливая, и её перевод на «новые рельсы» не может быть безболезненным. С одной стороны — это невероятный рывок вперёд, с другой — масса дополнительных вложений. В этом сегменте отрасли пришлось совершить настоящую техническую революцию, которая, однако, принесла положительный результат. Теперь в удалённом формате можно не только оформить страховку, но также изменить условия договоров и заявить об убытках, ведя со страховщиком бесконтактные переговоры.

Резюме: оптимистичные ожидания страхователей

Страховой рынок изменился. И, похоже, бесповоротно. В то, что ситуация стабилизируется в ближайшие год-два, практически никто не верит. Мало того, она ежедневно усложняется, поскольку все риски стали значительно выше. К стандартным добавились риски доставки, военные и огневые. Но грузовладельцы не теряют оптимизма. Большая часть страхователей считает, что прежние методы управления стоимостью страхового полиса всё ещё остаются в силе. Речь идёт о франшизе в пределах России, о генеральном полисе «от всех рисков» (хотя условия по ним невероятно ужесточились) и о тендерах, которые теперь легко проходят онлайн.