После длительных раздумий и рассмотрения многочисленных обращений от страховых организаций Банк России утвердил надзорные и регуляторные послабления для СК. Они будут действовать до января 2021 года (а в некоторых случаях – до июня или конца сентября).
Хотя данные меры коснулись преимущественно внутренних условий работы страховщиков, некоторые пункты все-таки смутили страхователя. В частности, что касается права на отложенное урегулирование отдельных страховых случаев и принятия решений по «проштрафившимся» компаниям.
На самом деле логика в переживаниях покупателя корпоративной страховки есть. Причем не только в отношении к части послаблений, которая прямо касается страхователя, но и по другим пунктам. Что сулят новые правила, внедренные Центробанком, пусть и временно, пользователям продуктами страхования? К чему стоит готовиться заранее?
Главный страх: отложенное урегулирование страховых событий
Самым резонансным решением мегарегулятора стал этот момент, который на деле не так уж и страшен. Его суть: на период действия ограничительных мер ЦБ РФ не будет применять санкций к компаниям, которые затягивают выплаты по факту происшествия при условии, что для согласования этой выплаты нужен личный контакт со страхователем.
В переводе с надзорно-регулярного языка это означает, что ускорить рассмотрение претензии на выплату по страхованию бизнеса от рисков нельзя будет, если:
- страховщик сможет обосновать необходимость личной встречи со страхователем или его представителем;
- мегарегулятор согласится с аргументами страховой организации;
- условий для проведения такой встречи без персонального контакта (вне офиса, онлайн) создать будет невозможно.
Все не так страшно
Случаев, для которых все три условия могут совпасть, немного. Так что с вероятностью, близкой к 100% на законных основаниях долго откладывать урегулирование по договору корпоративного страхования даже при большом желании у страховщика не получится. Если в Банк России регулярно будут поступать жалобы на попытки подвести каждый случай под такие основания, мегарегулятор вынужден будет вынужден отреагировать.
Важный момент: сами правила и сроки рассмотрения претензий на компенсации по договорам имущественного страхования юридических лиц никто не отменял. Как и обязательства страховых компаний. Даже если проволочка будет вынужденной и необходимой, расплатиться по счетам после отмены изоляционных мер они будут обязаны.
Две недели без санкций
Еще один момент, который многих тревожит, касается одновременно двух пунктов:
- приостановки применения административных мер к тем страховщикам, которые уже оказались в фокусе ведомства;
- прекращения превентивного надзора.
То есть страхователи компаний, оказавшихся в списке потенциальных нарушителей, остаются в «подвешенном состоянии». Будет их страховой партнер и дальше работать на рынке или нет, неизвестно. Для тех, у кого прекращение страхового договора ожидается до июня 2020 года, это может быть важно.
Проблема выбора
С другой стороны, несмотря на попадание в проблемный перечень, страховщик остается на рынке еще как минимум месяц. А значит, его клиенту не придется в срочном порядке в условиях ограниченных возможностей контакта искать нового партнера по страхованию коммерческой деятельности.
Тем более что пока неясно, кого из партнеров выбирать. Все проверки на предмет исполнения новых требований по размеру активов и резервов, остановлены. Непонятно, кто из страховых компаний после таких проверок останется, а кто уйдет.
Рынок уже дал правильные ответы
Впрочем, у этой задачи уже есть решение с правильным ответом. На российском рынке корпоративного страхования есть лидеры, которые неоднократно даже в 2020 году успели подтвердить соответствие требованиям. Консолидация вокруг них уже началась в декабре 2019-го, и вероятно, только усилится в ближайшие 1–3 года (борьбы с пандемией и выхода из кризиса).
Эти страховые компании формируют топ-10 рейтинга Центробанка и не первый год являются постоянными партнерами СА «GALAXY страхование». Подобрать в их каталоге программу корпоративного страхования можно без какого-либо персонального контакта. Наш сайт полностью адаптирован для удаленного заказа услуги (создан, многократно модифицирован и поддерживает передовые интернет-технологии) задолго до появления коронавируса.