Добровольное страхование грузов и НК РФ

Малые транспортные компании на упрощенной системе налогообложения по-прежнему не имеют права учитывать цену добровольного страхования грузов в сумму расходов при расчете налогооблагаемой базы. Об этом сообщается в недавно опубликованном разъяснении Минфина № 03–11–06/2/10873 от 17.02.2021. Письмо было сформулировано в ответ на многочисленные обращения представителей рынка транспортных услуг, в которых, в том числе, стоял вопрос по страхованию.

Обоснования

В письме-разъяснении Минфин ссылается на статьи Налогового кодекса, они:

  • содержат закрытый (то есть исчерпывающий) список статей, которые бизнес может включить в смету издержек (ст. 346.16);
  • включают доходы, которые не учитываются при расчете базы (и этот перечень, изложенный в ст. 251, на который ссылается п. 1.1 ст. 346.15, тоже исчерпывающий).

В обоих списках страхование грузоперевозок отсутствует. Это означает, во-первых, что их стоимость не может считаться расходами, направленными на операционную деятельность перевозчика (на нее не может уменьшаться налогооблагаемая база). Во-вторых, выплата страховщика при наступлении страхового случая по страхованию грузов не исключается из перечня доходов. Таким образом, затраты на страховку нельзя учесть в расходах, но в доходах должна быть отражена компенсация, если перевозчик ее получил.

С одной стороны, такая ситуация получила вполне аргументированную оценку экспертов, как несправедливая. С другой стороны, те же эксперты настаивают: подобный подход к учету страхования грузовых перевозок не может быть причиной для отказа транспортных компаний от финансовой защиты.

Да, законодательство (НК РФ) в этой части требует доработки. Причем регулярные запросы на разъяснения по вопросу добровольной страховки от предпринимателей наглядно демонстрируют, насколько эта потребность назрела.

Но сложные экономические обстоятельства, в которых работает индустрия грузоперевозок в 2021 году, делают финансовую защиту обязательным фактором долгосрочной деятельности компаний. С учетом падения показателей в 2020-м и сниженной активности заказчиков страхование грузов в пути становится:

  • условием конкурентоспособности;
  • гарантией бесперебойной работы небольших транспортных организаций;
  • эффективной защитой от банкротства.

К этому остается добавить, что расходы перевозчика на компенсацию затрат заказчику в случае потери груза тоже не могут учитываться в общих расходах. То есть на них нельзя снижать налогооблагаемую базу. На это тоже указывается в приведенном разъяснении Минфина 03–11–06/2/10873.

Без страхового полиса хуже, чем с ним

Другими словами, за любой инцидент с грузом при наличии полиса страхования транспортной перевозки или без него, транспортная компания несет дополнительную финансовую нагрузку. При этом никто не уменьшит для нее нагрузку налоговую.

Если страховой полис есть, его стоимость нельзя учесть в расходах (благо, она может быть минимальной, если правильно сформулировать программу). Но в результате происшествия страхователь получит выплату и сможет компенсировать потери заказчику.

Если же договора страхования перевозки грузов нет, налогооблагаемая база не увеличится на цену страховой услуги, но при этом:

  • перевозчик должен будет покрыть потери из собственной прибыли, с которой будет уплачен налог;
  • придется изымать средства из оборотных денег, которые в данном виде бизнеса сразу направляются на погашение текущих нужд (топливо, ремонт, покупка запчастей для автомобилей), проще говоря, выделить их быстро и «безболезненно» обычно не представляется возможным;
  • собственные затраты, связанные с задержками и проведением расследования, придется покрывать самостоятельно. Тогда как комплексный договор страхования транспортной компании может учитывать не только выплату за потерянный груз, но и покрытие рисков ответственности за него перевозчика. Включая затраты на юридическое сопровождение расследования.

Что до страховой премии, которая учитывается в доходных статьях страхователя, то при нормальном страховом сопровождении она не повысит налоговой нагрузки. Поскольку средства, появляясь в доходной части, компенсируются затратами на восстановление техники и транспортных средств в расходной.

Пока налоговое законодательство не поправят

Единственное, что актуально для транспортных компаний, которые хотят застраховать перевозимый груз, но не готовы переплачивать из-за несовершенства налогового законодательства, – выбор оптимального страхового тарифа. На сайте СА «GALAXY страхование» это займет не более 10 минут. Здесь реализован алгоритм, который позволяет сравнить расценки надежных страховых компаний за минуту и выбрать в сводной таблице их ценовых предложений самый выгодный вариант по своим условиям страхования груза.