Две стороны страхования грузоперевозок

Согласно последнему отчету ВСС, портфель корпоративного страхования компаний в период с января по октябрь 2018 года стабильно рос. Его динамику, что радует, в основном обеспечили добровольные виды. Причем страхование грузоперевозок сохраняет лидирующие позиции по объемам продаж. На начало октября этот вид полиса был в тройке самых продаваемых, уступая только ДМС и коллективному страхованию жизни.

Замыкает же список продуктов для корпоративных клиентов страхование ответственности, в том числе перевозчика. По подсчетам экспертов, несмотря на растущий фактический спрос, данный полис остается аутсайдером уже третий год подряд. Хотя практика наглядно демонстрирует, что страхование ответственности экспедитора и перевозчика, особенно по международным контрактам поставки, является одним из ключевых условий финансовой выгоды всех сторон торгового контракта.

Какие факторы формируют неравномерные продажи двух связанных страховых продуктов, разбирались эксперты. По их мнению, ситуацию необходимо менять, иначе тарифы КАРГО в ближайшие годы будут неизменно расти.

Страхование перевозок груза: рост по всем направлениям

По направлению страхования транспортировки грузов отмечается ряд положительных подвижек.

  • Растут продажи в обоих сегментах – страховании международных и внутренних российских рейсов. Второе направление долгие годы оставалось вне рейтинга интересов перевозчиков, но в 2017–2018 гг. и оно «подтянуло» показатели.
  • На 10% увеличился объем генеральных полисов, что, по мнению специалистов, указывает на оздоровление всего рынка.
  • Если в 2015–2017 гг. рост рынка обеспечивали преимущественно доставки автотранспортом, то 2018-й демонстрирует прирост премий и по страхованию железнодорожных перевозок, транспортировок морским транспортом.

Убыточность в сегменте тоже растет, но темпы ее снизились, – констатируют страховщики. Правда, это снижение для страхователя не всегда является плюсом. Уменьшился объем выплат, но де-факто количество аварий осталось практически неизменным. Просто больше происшествий в этом году оказались «отказными» (не были квалифицированы как страховой случай).

Статистика убытков

Топ-3 причин потерь грузов в 2018 году:

  • Ненадежная фиксация грузов в отсеке транспорта. Причем эта причина встречается в отчетах страховщиков не только в случае с доставкой малых, сборных грузов или перевозок небольшими компаниями. Согласно данным от представителя РНПК, из-за плохого закрепления перевозимых объектов недавно произошла одна из самых крупных аварий в сегменте страхования перевозок военных грузов. Результат – один из крупнейших убытков за историю отрасли.
  • Несоблюдение элементарных мер предупреждения хищений. Здесь основная масса пострадавших – это как раз малые перевозчики и компании, доставляющие сборные грузы.
  • Неквалифицированный подбор транспорта. Убытки, связанные с данным фактором, преимущественно приходятся на договоры страхования перевозки скоропорта.

В целом, как отмечают страховые компании, наибольшее количество заявлений об убытках приходится на сектор перевозки стройматериалов, продуктов питания и мелкой электроники. В связи с чем в ближайшее время планируется пересмотр тарифов с ранжированием ставок для высокорисковых товаров и страхования транспортировки грузов с минимальной убыточностью.

Страхование ответственности перевозчика

По статистике, в практике международных перевозок более 88% грузов покрывается страхованием. Из них только 10% сопровождается, собственно, КАРГО, и страховкой ответственности перевозчика. Хотя интерес к последнему продукту проявляют более 50% страхователей.

Причина замедленного роста второго продукта не в тарифах, – уверены аналитики. Здесь в большей степени на решение страхователя влияет отечественное законодательство и недостаток внимания формированию эффективных комплексных программ.

По данным за три квартала 2018 года, рост полисов страхования ответственности перевозчика составил около 5%. Справедливости ради надо отметить, что в других видах страховки ответственности (сегмент в целом демонстрирует слабый рост) темпы еще ниже – на уровне 1–3%.

В условиях роста тарифов по страхованию грузов в целом и на фоне слабого развития страховки ответственности вероятность ее удорожания остается высокой. Хотя, как считают эксперты, страховые компании могут воспользоваться сложившейся ситуацией для продвижения обоих продуктов по страховке грузоперевозок в комплексе. То есть предложат самые эффективные тарифы при покупке двух полисов.

СА «GALAXY страхование» давно применяет приемы оптимизации цены. Только не ограничивает своих клиентов комплексной страховкой. У нас на сайте можно подобрать минимальный тариф как по отдельным программам страхования транспортировки грузов, так и по комбинированным договорам.