Экспедиторы хотят застраховать ответственность за грузы

Объем потерь груза во время локальных грузоперевозок в январе – сентябре 2017 года увеличился почти на 12%. Более чем в 40% случаев негативные происшествия имели место во время рейсов, сопровождаемых экспедиторами. Для транспортных компаний, которые работают с экспедиторским сопровождением, это вылилось в десятки тысяч рублей перерасхода.

Перевозчики уверены, что единственный способ решить проблему (а она с каждым годом становится все острее) – страхование гражданской ответственности перевозчика в дополнение к страхованию грузов. Тем не менее страховщики не спешат разделить риски участников внутреннего рынка.

Об этом рассказал представитель сегмента грузоперевозок, глава одной из компаний Артур Мурадян. Обсуждение инициативы, озвученной Мурадяном, проводилось в ходе регулярного круглого стола столичной торговой палаты. Результаты переговоров, несмотря на присутствие и активное участие в них представительства ВСС и депутатов Госдумы, пока туманны.

Но сама инициатива заслуживает внимания, – уверены эксперты. В первую очередь потому что она демонстрирует: требования самих потенциальных страхователей к законодателю в части создания нормальных условий страхования ответственности за груз становятся трендом последних лет.

Как устроен рынок экспедиторских услуг

Почему эти требования актуальны и до сих пор не исполнены? Как отмечают транспортные компании, сложность заключается в структуре современного рынка. В сегменте экспедиторских рейсов здесь оперируют две категории специалистов.

  1. Экспедиторы-аутсорсеры. Де-факто это диспетчеры, занятые сбором заявок на локальную доставку грузов и перераспределением рейсов между перевозчиками-партнерами.
  2. Эксперты, непосредственно сопровождающие перевозку. Именно им необходимо страхование ответственности экспедитора .

Что смущает страховщиков

Четкого распределения стандартов, видов работы разных групп участников рынка в регламентах страховщиков и в законодательстве нет. Отсутствует и сама структура, которая делит исполнителей на категории (непосредственный участник рейса и диспетчер/оператор).

По понятным причинам это смущает продавцов полиса страхования ответственности перевозчика.

  • В 80% случаев экспедитор-диспетчер не знает, кому он передает груз, насколько исполнителен его партнер. Для страховой компании получить такой риск (непроверенного исполнителя) – сознательно дать согласие на гарантированное страховое событие.
  • Только 10% случаев пропажи товара в пути связаны с хищением или разбойным нападением на водителя. В 90% проблемных ситуаций имеет место сговор экспедитора/водителя со злоумышленниками. Более чем в 50% таких инцидентов работник транспортной компании (участвующий в сговоре) – стационарный, а не мобильный сотрудник (диспетчер). При такой статистике страховать ответственность диспетчеров не возьмется ни один здравомыслящий страховщик.

Такое устройство рынка негативно влияет на весь рынок страховки груза. Так, если в международной практике страхования транспорта грузов давно наметилась тенденция оптимизации условий и страхового сопровождения поездки, то на рейсы по стране она не распространяется.

Вечная проблема законодательной базы в части страхования экспедиторов

К этому представители экспедиторского сообщества добавляют еще один негативный фактор – законодательная база. Пресловутая статья ГК позволяет трактовать правила страховки ответственности перевозчика двояко. Этим пользуются нелояльные СК: они заключают договоры, а по факту страхового события признают их ничтожными, отказываясь от выплаты.

Подвижки на этом юридическом поле есть.

  1. В Госдуму подавались минимум три инициативы по признанию страхования ответственности экспедитора и перевозчика законной. Результаты по итогам обсуждения еще не озвучены, но такая активность не может остаться без внимания.
  2. По итогам рассмотрения одного из проблемных дел в Верховном суде было вынесено вполне понятное решение: если страховщик при заключении договора страхования ответственности экспедитора обнадежил клиента (уверил в работоспособности продукта), то и выплату произвести обязан.
  3. По запросу сообщества перевозчиков в Госдуму касательно подобного поведения страховых компаний был получен ответ: признание договора ничтожным с отправкой на ГК после его добровольного заключения и на основании одной лишь реализации риска (наступления обязательства по выплате) квалифицируется как злоупотребление правом.

Но и это не решило проблемы внутренних перевозок с сопровождением. Страхование экспедитора по-прежнему требует поддержки со стороны государства.

Чего хотят страхователи?

Хотя пул страховых компаний, готовых работать с категорией экспедиторов, занятых на выезде, есть. Страхователь может получить нормальную защиту, но не всегда знает, куда за ней обратиться. СА «GALAXY страхование» – одно из верных решений такой проблемы. У нас в портфеле собраны проверенные партнеры (в том числе, квалифицирующиеся на страховом сопровождении грузов ).

Их серьезность подтверждена статистикой выплат, а тарифы страхования ответственности перевозчика для наших клиентов установлены на оптимальном уровне. Согласовать условия и наладить общение с потенциальным партнером можно, не сходя с места. Для этого мы создали интеллектуальное пространство, личный кабинет пользователя прямо на сайте СА «GALAXY страхование».