Эксперты ждут повышения цен на страхование бизнеса в 2021 году

Первые три квартала 2020 года большинство страховщиков рынка корпоративного страхования в целом по России и 100% страховых компаний из топ-10 рейтинга надежности Центробанка закончили с положительной динамикой. Темпы роста по сравнению с 2019 года составили от 8 до 18,9%, согласно разным оценкам.

На этом фоне уменьшились средние выплаты почти на четверть. И это вместе с плюсовым итогом по сборам дает определенные надежды на то, что рынок страхования корпоративных клиентов сохранит не только все популярные продукты и каждого своего участника, но и цены страховых полисов. Хотя некоторые страховые организации эти надежды не разделяют, а кто-то прямо заявляет, что тарифы точно вырастут, просто не в этом, а в следующем году.

«Болевые точки» корпоративного страхования в 2020 году

Среди причин будущего роста некоторые аналитики называют большое количество ранее популярных видов страховых продуктов, которые де-факто оказались невостребованными из-за остановки ряда отраслей в 2020-м. Сюда входят:

  • добровольное страхование пассажирских перевозчиков;
  • все продукты для сферы туризма (от страхования отелей до страховки ответственности турфирм);
  • авиационное страхование, на которое приходилось до трети корпоративных портфелей крупнейших страховщиков;
  • страхование автопарков;
  • некоторые страховые компании заявляют о значительном снижении сборов по страховкам ДМС для сотрудников.

Продукты корпоративного страхования, которые удержали весь рынок

Впрочем, «запылившиеся на складе» программы в некоторой степени были компенсированы существенным ростом по ряду других видов корпоративного страхования. Так, в морском страховании несмотря на временные закрытия границ с соседними государствами наблюдается всплеск. Прирост сборов по разным оценкам составил от 10 до 22%. Здесь же – сегмент страхования морских экспортных поставок рыбы и страхового сопровождения деятельности по ее вылову, хранению, обработке.

Среди продуктов корпоративной страховки, которые показали рост в условиях пандемии, – страхование грузов (в том числе, потому что грузооборот де-факто сильно не снизился в разрезе всех трех кварталов) и страхование торговли. По последнему направлению наблюдается настоящий прорыв:

  • портфели крупнейших страховщиков увеличились за счет новых торговых центров, подключившихся к страхованию;
  • благодаря активным продажам страховок ТМЦ, которые до 2020 года страховщики с неохотой продавали, заметно выросли региональные сборы;
  • наконец, на фоне возросшей потребности в дополнительных финансовых гарантиях многие страхователи расширили программы страхования торговой деятельности.

И все-таки цены корпоративной страховки могут вырасти

В целом по рынку наблюдается рост. Причем он имел место не только в итоговых отчетах за январь – сентябрь, а фиксировался каждый квартал. И в таких обстоятельствах впору было бы говорить, что кризис пройден успешно.

Но страховщики опасаются, что это ложная уверенность. Кризис на самом деле не пройден, а отложен на 2021 год. Первые прогнозы для него (в том числе по страхованию рисков бизнеса) удручают:

  • ожидается рост тарифов в среднем на 10–15% по разным программам;
  • отток клиентов может составить до 20%;
  • бизнес, который пользуется страховым сопровождением на протяжении многих лет, от него с большой долей вероятности не откажется, но бюджет на него сократит (такова сейчас практика в сегменте средних и крупных компаний, которые формируют портфели СК на 80%), а значит, сократит объем покрываемых рисков.

Перестраховщики – заложники ситуации

Первая и основная причина повышения цены на страхование бизнеса уже в 2021-м, которую называют сами страховые организации, – пересмотр тарифов перестраховщиками. Российский страховой рынок (наряду с рынками большинства стран мира) сильно зависит от этих ставок. А они, как считают эксперты, просто не могут не вырасти.

Причина не в России или российском страховании, а в последних тенденциях корпоративной страховки на Западе. На протяжении пяти лет здесь практиковали так называемые мягкие рыночные приемы, что вы итоге привело к фактическому демпингу. И теперь, когда снижаться дальше цены уже не могут, они начнут расти.

Крупнейшие страховые организации уже сегодня в достаточно жесткой манере ведут переговоры с постоянными партнерами-перестраховщиками, пытаясь удержать тарифы на прежнем уровне. Но если им это удастся (по их собственному мнению), они выполнят программу максимум, что маловероятно.

Куда больше ставок страховщики делают на то, что удержат рост на минимальной отметке (до 5%). И то не по всем продуктам и программам страхования бизнеса.

Меры «по нераспространению» повышения цен в корпоративном страховании

СА «GALAXY страхование» напоминает, в распоряжении сегодняшних страхователей есть более 10 инструментов для снижения цены корпоративного страхового договора (франшиза, индивидуальная программа, минимальная убыточность, постоянное сотрудничество со страховым партнером и т. д.). Кроме того, в силах тех, кто сегодня планирует страхование коммерческих рисков, заключить договор до конца 2020 года по нынешней цене.

Наконец, даже при повышении ставок страховых компаний наши клиенты по-прежнему смогут сравнивать тарифы разных организаций онлайн за несколько секунд у нас на сайте. Поскольку расценки поднимутся не у всех сразу, это даст возможность найти страхового партнера с оптимальным предложением.