Страхование грузов при перевозке в режиме LTL в 2020 году

Хотя прирост средней прибыли страховых компаний в России по итогам первых 10 месяцев 2019-го составил 10% (корпоративный сектор), многие поспешили назвать прошлый год первым годом стагнации страхового сегмента. Кто-то пошел дальше, пессимистично отметив, что драйверов для роста здесь попросту не осталось.

К счастью, у этого мнения есть «антипод», который отмечает существенный прирост количества договоров в одном из видов страхования грузоперевозок – так называемом страховании потоковых (массовых) товаров в пути (сборные грузы, службы курьерской доставки). Кроме того, именно это направление считается будущим драйвером корпоративного страхования, в нем уже обнаружили даже наиболее вероятные тренды. Есть, правда, и вызовы, с которыми рынок продолжит бороться в 2020 году.

К чему готовиться пользователям страховых продуктов, связанных с сопровождением доставки? Какие технологии страховки грузов при перевозках будут наиболее активно развиваться в ближайшем будущем? Эксперты представили краткий обзор трендов и угроз в сегменте на следующие 12 месяцев.

Навстречу страхователю

Наряду с ростом интереса страхователя, продавцы полиса страхования грузов отмечают ряд запросов клиентов к самим программам. Учитывая фактор общего снижения продаж корпоративных продуктов и усиливающейся концентрации рынка, многие намерены удовлетворить такие запросы в борьбе за новых партнеров. Чаще всего здесь речь:

  • о расширении покрытия в части обслуживания косвенных убытков;
  • развитии технологий внешнего обслуживания претензий на выплаты;
  • внедрении электронного документооборота с одновременным сокращением количества требуемых документов для урегулирования.

Косвенные убытки при страховании грузовых перевозок (сборные грузы)

На рынке крупных перевозчиков, занятых доставкой больших партий негабаритных товаров, данная практика применяется давно. В более простом по части организации и сопровождения секторе страхования доставки грузов «потоком» само понятие косвенного ущерба является условно новым, что не отменяет необходимости его описания и учета в программах для LTL.

Отправители или получатели (в зависимости от того, кто по контракту выступает страхователем) сборных партий все чаще интересуются возможностью компенсации по страховому полису:

  • затрат на урегулирование страхового события со страховщиком, на которые приходится до 10% общей суммы ущерба;
  • недополученной прибыли в результате аварии;
  • репутационного урона.

В «коробочных» программах страхования транспортировки грузов сборными партиями эти виды возмещения все еще не предусмотрены. Но по желанию клиента (особенно если он крупный и постоянный) некоторые страховщики уже согласны их включить.

Удаленное урегулирование

Длительное ожидание выплаты – проблема страхования международных рейсов № 1. Последние несколько лет лидеры рынка (те, кто де-факто имеет долгосрочные планы в сегменте и демонстрирует серьезные амбиции) приложили немало усилий, чтобы ее решить. У многих получилось: вместо 60–90 дней (средний срок ожидания выплаты в 2016-м) период урегулирования занимает 30–45 дней. Но и этого много, уверены страхователи.

Как показали исследования, снизить сроки рассмотрения заявлений от страхователей или выгодоприобретателей по договору страхования грузов, страховщики могут только одним способом. Надо переводить весь процесс «вовне» – на удаленное урегулирование. Именно ему, судя по прогнозам, крупнейшие страховые организации посвятят немало времени в 2020 году. Те же, кто такую потребность проигнорирует, рискует потерять связь с наиболее перспективными клиентами, – констатируют эксперты.

Электронный документооборот

Минимизация количества документов для урегулирования и первоначального оформления соглашения со страховой компанией – еще один массовый запрос от пользователей страхования грузов при перевозке сборных парий. Он сформировался много лет назад, и долгое время оставался без внимания. СА «GALAXY страхование» одним из первых отреагировало на эту потребность рынка, предложив страхователю наиболее комфортный режим заключения страховых договоров:

  • удаленно;
  • с вводом минимального объема информации (объективно необходимого);
  • оптимизированной системой оценки (сводная таблица цен страхования грузов – возможность принять решение с максимальной выгодой за секунды).

Сегодня на те же «рельсы» (электронные форматы сообщения с клиентом) становятся страховщики, их агенты, брокеры и прочие «смежники».

Вызовы в страховании сборных грузов 2020 года

Главными вызовами года, как считают эксперты, станут всего три обстоятельства. Первое – постоянный рост уровня мошенничества, и не только со стороны страхователя. Второе – потребность в дополнительной защите, связанная с использованием новых технологий в страховании транспортных компаний (для отслеживания грузов и машин используются цифровые решения, а само по себе их применение открывает простор для кибератак).

Третий вызов года – страхование ответственности перевозчика и экспедитора. Представители страхователей, в нем активно заинтересованных, намерены добиться его окончательного принятия. Напомним, в ноябре 2019-го закон, который раз и навсегда бы убрал разночтения между статьями ГК (то есть узаконил страховку транспортных компаний), прошел I чтение в ГД. После чего в очередной раз был отправлен на доделки.