Идет на поправку: чем «лечился» рынок страхования грузов от коронавируса

В марте – апреле, когда первые карантинные меры (или так называемый режим повышенной готовности) только вводились, в отношении всего сегмента корпоративного страхования звучали совсем не обнадеживающие прогнозы. Ожидалось, что по итогам 2020 года он буквально обвалится на 30%.

Одному из самых популярных продуктов рынка – транспортному страхованию грузов – готовили совсем страшную участь. Темпы его падения должны были оказаться самыми высокими. И год этот вид страховки должен был закончить с оглушающим минусом (пессимисты пророчили 50% по сравнению с 2019-м).

Как себя чувствует рынок: официальные данные

Прошло полгода, карантинные меры ослабли, начались подведения первых итогов, и эти итоги стали неожиданными. Конечно, согласно официальным данным, небольшой спад в страховании транспортных перевозок имеется. Он составил:

  • 2,4% по объему собранных премий;
  • 12,6% по объему спроса в сегменте.

Это информация от Центробанка. По данным же страховщиков, которые сосредоточили в своих портфелях 91% договоров страхования грузов (топ-10 рейтинга надежности ЦБ), ситуация по некоторым направлениям в сегменте обстоит даже лучше, чем рассказывает мегарегулятор.

Так, восемь из десяти страховых компаний, занимающих лидерские позиции, отчитались о небольшом сокращении премий (до 2%) при одновременном росте количества договоров и числа новых страхователей. Результаты объясняются спецификой грузооборота.

В период массовой изоляции основная группа доставляемых товаров относилась к бюджетной категории (продукты питания, вещи первой необходимости). Стоимость груза условного среднестатистического рейса снизилась. С ней уменьшилась и сумма страхования доставки, и цена страхового полиса, привязанная к этой сумме.

При этом, как отмечают страховщики, на фоне снижения объема сборов всего на 2% с небольшим, их портфели выросли на 7,4–9,2% по разным подсчетам. А спрос со стороны транспортных компаний на страхование рисков перевозки грузов и иного имущества юридических лиц не уменьшился, как рапортует ЦБ, а напротив, повысился почти на 10%.

Страховщики объясняют столь расходящийся с прогнозами результат двумя причинами:

  • Обстоятельства развивались не совсем так, как ожидалось.
  • Многие компании вовремя сориентировались, сумев либо перестроиться на внутренний рынок со страхования международных грузов, либо на привлечение нового страхователя более выгодными предложениями.

Не все пошло так, как предполагалось

Первая причина понятна: аналитики ждали, что рынок транспортных услуг если не на весь период карантина, то на несколько месяцев точно остановится (или почти остановится). Этого не произошло. Де-факто перерывы в грузовом сообщении внутри страны и между Россией с соседями хотя и были, но имели очень кратковременный характер.

К тому же на фоне массового «замирания» резко вырос спрос на перевозки. Причем на фоне снижения финансовой стабильности самих перевозчиков. В таких условиях страхование транспортной компании (и груза, и ответственности, и машин) выглядело настоящим спасением. И многие за него «ухватились», спасая и себя, и весь сегмент.

Наконец, последним обстоятельством, которое поспособствовало «выздоровлению» рынка страхования перевозки грузов в России, стало отсутствие традиционного летнего несезона. После короткой весенней остановки, подстегиваемые нагнетаемой паникой, организаторы грузового потока только наращивали объемы поставок. И многие из этих поставок сопровождались страхованием.

Не сдаваться

Увидев запрос со стороны потенциального страхователя, страховые компании решительно «пошли в наступление». Так всего за три месяца «коронакризиса» страхователи увидели все, чего так ждали последние несколько лет, и даже немного больше. Среди методов борьбы за внутреннего клиента были:

  • скидки по тарифам (мера, конечно, рискованная, учитывая, что страховщики уже не первый год говорили про и без того заниженные цены страхования грузов, тем не менее 6% организаций на это пошли);
  • расширение действующих программ без изменения стоимости страховки для постоянных страхователей (более обоснованный и безопасный прием, но он не работает на привлечение новых клиентов);
  • перевод процедуры оформления страхового полиса в онлайн (причем многие сделали это в полном объеме, включая онлайн-осмотр грузов по фотоматериалам и видео, присланным страхователем).

Эффект не заставил себя ждать

Сработали, судя по отчетам страховых организаций, все принимаемые меры. Хотя, конечно, лучший эффект дала именно цифровизация. И это как раз было ожидаемо. По меньшей мере для команды СА «GALAXY страхование».

Ведь мы предлагали эффективный алгоритм страхования грузов онлайн задолго до пандемии и кризиса, который она вызвала. И сегодня у нас на сайте тоже можно провести мини-тендер в поисках лучшей цены от проверенного страховщика, а потом подать заявку на страховое сопровождение перевозки в любой момент дня и ночи из любого места на планете.