В марте – апреле, когда первые карантинные меры (или так называемый режим повышенной готовности) только вводились, в отношении всего сегмента корпоративного страхования звучали совсем не обнадеживающие прогнозы. Ожидалось, что по итогам 2020 года он буквально обвалится на 30%.
Одному из самых популярных продуктов рынка – транспортному страхованию грузов – готовили совсем страшную участь. Темпы его падения должны были оказаться самыми высокими. И год этот вид страховки должен был закончить с оглушающим минусом (пессимисты пророчили 50% по сравнению с 2019-м).
Прошло полгода, карантинные меры ослабли, начались подведения первых итогов, и эти итоги стали неожиданными. Конечно, согласно официальным данным, небольшой спад в страховании транспортных перевозок имеется. Он составил:
Это информация от Центробанка. По данным же страховщиков, которые сосредоточили в своих портфелях 91% договоров страхования грузов (топ-10 рейтинга надежности ЦБ), ситуация по некоторым направлениям в сегменте обстоит даже лучше, чем рассказывает мегарегулятор.
Так, восемь из десяти страховых компаний, занимающих лидерские позиции, отчитались о небольшом сокращении премий (до 2%) при одновременном росте количества договоров и числа новых страхователей. Результаты объясняются спецификой грузооборота.
В период массовой изоляции основная группа доставляемых товаров относилась к бюджетной категории (продукты питания, вещи первой необходимости). Стоимость груза условного среднестатистического рейса снизилась. С ней уменьшилась и сумма страхования доставки, и цена страхового полиса, привязанная к этой сумме.
При этом, как отмечают страховщики, на фоне снижения объема сборов всего на 2% с небольшим, их портфели выросли на 7,4–9,2% по разным подсчетам. А спрос со стороны транспортных компаний на страхование рисков перевозки грузов и иного имущества юридических лиц не уменьшился, как рапортует ЦБ, а напротив, повысился почти на 10%.
Страховщики объясняют столь расходящийся с прогнозами результат двумя причинами:
Первая причина понятна: аналитики ждали, что рынок транспортных услуг если не на весь период карантина, то на несколько месяцев точно остановится (или почти остановится). Этого не произошло. Де-факто перерывы в грузовом сообщении внутри страны и между Россией с соседями хотя и были, но имели очень кратковременный характер.
К тому же на фоне массового «замирания» резко вырос спрос на перевозки. Причем на фоне снижения финансовой стабильности самих перевозчиков. В таких условиях страхование транспортной компании (и груза, и ответственности, и машин) выглядело настоящим спасением. И многие за него «ухватились», спасая и себя, и весь сегмент.
Наконец, последним обстоятельством, которое поспособствовало «выздоровлению» рынка страхования перевозки грузов в России, стало отсутствие традиционного летнего несезона. После короткой весенней остановки, подстегиваемые нагнетаемой паникой, организаторы грузового потока только наращивали объемы поставок. И многие из этих поставок сопровождались страхованием.
Увидев запрос со стороны потенциального страхователя, страховые компании решительно «пошли в наступление». Так всего за три месяца «коронакризиса» страхователи увидели все, чего так ждали последние несколько лет, и даже немного больше. Среди методов борьбы за внутреннего клиента были:
Сработали, судя по отчетам страховых организаций, все принимаемые меры. Хотя, конечно, лучший эффект дала именно цифровизация. И это как раз было ожидаемо. По меньшей мере для команды СА «GALAXY страхование».
Ведь мы предлагали эффективный алгоритм страхования грузов онлайн задолго до пандемии и кризиса, который она вызвала. И сегодня у нас на сайте тоже можно провести мини-тендер в поисках лучшей цены от проверенного страховщика, а потом подать заявку на страховое сопровождение перевозки в любой момент дня и ночи из любого места на планете.