Как Covid менял рынок автотранспортных перевозок и к чему все идет

Всего за два месяца тотальной остановки в апреле – мае перевозчики в России потеряли более 500 млрд рублей. Основной удар, конечно, пришелся по сегменту авиадоставок, но свой минус получили и автотранспортные перевозки. А с ними – и страхование грузоперевозок автомобильным транспортом. По данным страховщиков, они в «карантинные» месяцы потеряли более 50% страхователей и почти 35% сборов.

Правда, расстраиваться страховые компании не стали. Напротив, они развели немалую активность, пытаясь одновременно вернуть ушедших (тех, кто отказался от страхования внутренних рейсов с целью экономии) и привлечь новых клиентов, предложив им более лояльные условия по сравнению с ранними периодами.

И эта активность возымела успех. По итогам 2020 года сфера страхования автоперевозок грузов должна показать даже не ноль, а плюсовую динамику. Пусть и не столь значительную, как в 2019-м (18%), но все же. По разным подсчетам этот год страховщики планируют «закрыть» с приростом в 5–7% по страхованию грузоперевозок в целом и 3–5% по страховке перевозок автомобилями.

Как страховщики привлекают транспортные компании на страхования

В центре мотивирующей программы страховщики оставили ключевой тренд последних периодов – переход в онлайн. Только если раньше это было лишь заключение договора транспортного страхования грузов в удаленном режиме (после осмотра live), то теперь страхователь получил ряд новых предложений:

  • полностью бесконтактное оформление полиса с самостоятельным осмотром (как правило, он проводится либо собственными силами с видеозаписью, либо с привлечением независимых оценщиков);
  • удаленное изменение условий страхования автомобильных грузов, которое раньше в сегменте не представлялось возможным;
  • дистанционное урегулирование – самая важная, по мнению транспортных компаний, новинка «пандемического» сезона.

«Пакеты» и «коробки»

Кроме цифровизации, на рост заявок по страхованию транспортных компаний сработали так называемые потоковые страховки и коробочные решения. Первые предлагали практически все лидеры, а суть идеи сводилась к размещению под страховую защиту не отдельных рейсов, грузов или машин, а всего перевозочного бизнеса. В «пакетном» страховании сопровождение страховыми полисами отдельных перевозок обходилось значительно дешевле (равно как и любая другая услуга из «набора»).

Коробочное страхование грузов при автомобильных перевозках существовало и раньше. Только до 2020 года оно было востребованным преимущественно для внутренних рейсов. Теперь же это популярный продукт для тех, кто занимается сборными перевозками на малые расстояния (пусть и международными).

Не только стараниями страховых компаний

Надо сказать, что увеличение активности перевозчиков по части страхования автоперевозок – это заслуга не только страховых компаний. Свой вклад в восстановление рынка, пусть не запланированный и косвенный, но сделали и законодатели, и вся экономическая ситуация, сложившаяся в отрасли. В отличие от многих сегментов, транспортные услуги пострадали от карантинных мер не столь серьезно. И все же свои проблемы здесь есть.

И в поисках решения этих проблем перевозчики вынуждены снижать расценки. А это ведет к уменьшению прибыли и появлению серьезных уязвимостей (включая отсутствие или минимальный объем финансовой «подушки»). В таких обстоятельствах страхование автомобильных перевозок (самым аварийным видом транспорта) становится все более привлекательным, как инструмент защиты от непредвиденных ситуаций.

Новые законопроекты сулят новые расходы транспортным компаниям

Тем более что в ближайшее время финансовые позиции транспортных компаний (особенно, малых) рискует серьезно ослабить новый законопроект, который обещает оказаться на рассмотрении Госдумы еще до конца 2020-го. Речь о проекте, который не будучи рассмотренным хотя бы на первом этапе, уже вызвал вал критики со стороны предпринимателей и малых перевозочных фирм. Его, как и многие последние инициативы, разработали в Татарстане, а суть нововведения сводится к вводу платы за проезд по региональным трассам по аналогии с «Платоном».

Если транспортников «нагрузят» еще и такими выплатами, любой проблемный случай с компенсацией средств клиенту для них станет «неподъемным». А страхование доставок даже по стране превратится в обязательную меру «профилактики» краха бизнеса.

В 2021 году цена страхового полиса может увеличиться

СА «GALAXY страхование» – агрегатор страховых решений, который много лет предлагает именно перевозчикам оптимизированные цены страхования грузов, – напоминает: стоимость страхового полиса в ближайшие месяцы на фоне роста тарифов перестрахования может увеличиться. До конца года у представителей бизнеса есть возможность зафиксировать для себя минимальную цену страховой защиты, используя онлайн-инструменты нашей платформы.

Здесь можно выбрать страховщика, проанализировать тарифы программ с разным покрытием и удаленно подать заявку. Специалист СА – представитель интересов страхователя – всегда готов оказать консультационную помощь бизнесу совершенно бесплатно.