Каждая седьмая машина в России ездит без страховки ОСАГО. Четыре года назад этот показатель был выше: незастрахованными были более 20% водителей. И тенденция сознательного отказа от автогражданки после апрельских подорожаний возвращается.
Законодатель при содействии крупных страховщиков предпринимает шаги, чтобы снизить количество опасных водителей на дорогах. Но до того как его попытки дадут результаты, добропорядочные страхователи должны понимать, что риск участия в аварии с незастрахованной машиной достаточно велик.
Дорожное происшествие по вине незастрахованного водителя
Что делать если у виновника ДТП нет ОСАГО ? Здесь надо сразу отмести все упрощенные алгоритмы действий, поскольку:
- оформить Европротокол в таких обстоятельствах невозможно, придется вызывать сотрудников ГИБДД;
- обращаться в свою страховую компанию за возмещением бесполезно: единственный вариант, при котором СК страхователя-потерпевшего может выплатить клиенту возмещение, – механизм ПВУ (прямое урегулирование убытка) – не работает при отсутствии полиса хотя бы у одного из участников ДТП.
Закон предусматривает определенные санкции к тем, кто ездит без автогражданки: если у виновника ДТП нет ОСАГО, он заплатит штраф в размере 800 рублей, плюс ему придется возместить ущерб от аварии, наступившей по его вине. Законопослушный страхователь (потерпевший) может компенсировать свои расходы двумя способами:
- с участием страховщика, но не по программе ОСАГО;
- без привлечения страховой компании в принципе.
Вариант первый: разбирательства между водителями без участия СК
Самый очевидный вариант – требовать возмещения ущерба при ДТП напрямую у виновника. То, что он не застраховал свою ответственность, не отменяет действия статьи 1064 ГК, которая требует полного возмещения нанесенного вреда с виновной стороны происшествия. Задачи пострадавшего водителя в таком случае сводятся к трем пунктам.
- Необходимо проконтролировать, чтобы в протоколе ГИБДД с описанием ситуации стояла пометка об отсутствии страховки.
- Для честного расчета сумм, полагающихся к возмещению, придется привлечь независимого оценщика (изначально его услуги оплачивает сам потерпевший водитель, но позже эту плату можно включить в размер взыскания по ДТП).
- Нужно собрать все необходимые документы.
Вопрос может быть решен в досудебном порядке, если виновник признает ответственность и готов платить за ошибки. В этом случае достаточно письменно уведомить его о проведении осмотра машины и составить претензию. В сумму претензии может включаться:
- стоимость ремонта машины;
- убыток здоровью и жизни пострадавших;
- УТС;
- Затраты на проведение экспертизы и услуги юриста.
Если виновник не согласен с размерами компенсации, не признает вину или отказывается произвести возмещение при ДТП, страхователю остается только обращаться в суд. При этом в размер заявленной суммы ущерба можно включить и все расходы, связанные с ведением дела в суде (в том числе услуги юриста).
Второй путь: ремонт за счет КАСКО
Второй вариант действий более безопасный с финансовой точки зрения. Он предполагает наличие у страхователя-потерпевшего не только ОСАГО, но и договора КАСКО. При таких обстоятельствах отремонтировать автомобиль можно у своего страховщика, представив ТС на осмотр и собрав документы по ДТП.
С виновника в этом случае возмещение будет требовать уже страховая компания пострадавшего. А потерпевший имеет право претендовать на компенсацию виновным водителем:
- франшизы по КАСКО, если она есть;
- расходов на лечение, если в ДТП пострадали люди (согласно нормативам ОСАГО – до 0,5 миллиона рублей на человека, расчет осуществляется по таблице поименованных видов травм);
- возврат денег, потраченных на услуги эвакуатора.
Страхователь может получить эти деньги в досудебном порядке или по решению суда. В первом случае времени на восстановительные работы уйдет меньше. Суд может затянуться на 3-6 месяцев. Сократить это время ожидания можно только с помощью КАСКО (по сути, так страхователь перекладывает сомнительное удовольствие от участия в судебном разбирательстве на страховщика).