Как застраховать ответственность перевозчика грузов

Качественное страхование ответственности за перевозку груза остается «больной точкой» российского сегмента корпоративной страховки. Но как показывает практика, для постоянных пользователей такой услуги при соблюдении ряда условий страховая защита является эффективной. Чему можно научиться у таких страхователей, и как действовать, чтобы при происшествиях с высокой долей вероятностью распределить финансовые риски между грузоперевозчиком и страховщиком, – рассказали эксперты.

Принципы эффективного страхования

Вероятность получения выплаты при страховом случае по полису страхования перевозчика закладываются еще до подписания договора с СК. Это первое, что должен понять страхователь: его зона ответственности – грамотный выбор партнера и условий сотрудничества с ним. Для чего нужно соблюдать три простых правила.

  • Ориентир – на лидеров рынка (сегмента).
  • Жесткий контроль принимаемых условий страхования ответственности транспортных компаний.
  • Готовая тактика и стратегия при инцидентах.

Выбор страхового партнера

Опыт на рынке (в сегменте услуги) от 10 лет, процент возмещений и его соотношение с процентом отказов по претензиям, финансовая база страховщика – все это нужно анализировать, проверять из проверенных источников перед принятием решения. Или пойти простым путем – использовать результаты мониторинга, уже проведенного СА «GALAXY страхование».

Главное, убедиться в исполнительности кандидата в долгосрочные партнеры. Из-за тонкостей законодательства, которое оставляет простор для манипуляций, работать с так называемым вторым эшелоном страховщиков по риску ответственности за хищение груза, в частности, нецелесообразно.

Вычитка страхового договора

Договор страхования ответственности перевозчика – фундаментальное условие выплат. Если в нем изначально заложены невыполнимые или трудновыполнимые условия для страхователя, страховой полис будет в большей степени формальным. На что здесь надо смотреть, если центральный риск программы – ответственность за хищение:

  • Условия отправки и погрузочно-разгрузочных работ. Страховщик может задать требования к документальному сопровождению рабочих процессов и квалификации сотрудников, которые в них задействованы. Но он не должен требовать оповещения при смене водителя маршрута (если тот заболел, а его замена – такой же штатный работник страхователя).
  • Требования к местам остановки и стоянки. Опять же, здесь допустим некий общий мануал (круглосуточная охраняемая парковка), но без подробностей. Чем больше нюансов при страховании перевозчика грузов предусмотрит страховщик при описании приемлемых мест постоя машин, тем проще ему будет доказать, что возмещения он платить не обязан. И суд вполне может его позицию принять.
  • Специфические условия. Судебная практика видела случаи, когда в договоре страховки предусматривалось освобождение страховщика от компенсаций, если страхователь уже произвел выплату в пользу выгодоприобретателя (покрыл стоимость недостачи по требованию иностранного экспедитора или получателя товара). И это не самый вопиющий пример. Потому нужно смотреть очень пристально на пункт описания условий, при которых компенсация может не выплачиваться даже при квалификации инцидента, как страхового случая.

Здесь же стоит четко понимать: соблюдение всех условий, при которых страховщик готов заплатить возмещение по страхованию грузоперевозчика, нужно доказывать документально. Чек из платной парковки со временем остановки, приемка-передача товара, регистрация установленной пломбы – все это нужно сохранять.

Как действовать при происшествии

Тактика действий водителя проста:

  1. Собрать документы, которые могут подтвердить, что он действовал в соответствии с правилами ( страхования гражданской ответственности перевозчика грузов , регламента транспортной организации).
  2. Оповестить об инциденте работодателя.
  3. Оповестить страховщика (или дать справки «из первых рук» по первому требованию, если связь со страховым партнером поддерживает работодатель, а не водитель).

Страхователю по договору страховки ответственности перевозчика полезно повременить с выплатой возмещений партнерам до принятия страховщиком решения по итогам рассмотрения претензии. При этом сами заявки на выплаты от экспедиторов, грузоотправителей или грузополучателей надо собрать в письменном виде. Если от страховой компании поступил необоснованный отказ, следует сразу отправляться в суд. Чем быстрее будет рассмотрено дело, тем скорее в бюджет компании вернутся средства, переданные пострадавшей стороне.