Корпоративное страхование должно встраиваться в систему риск-менеджмента предприятий

По итогам 2018 года страхование имущества предприятий продемонстрировало рост, но его темпы по сравнению с прошлым годом замедлены. Эксперты уверены, что это связано не только с кризисом сегмента корпоративной страховки, но и с вызовами нового времени, с которыми пришлось столкнуться российским страховщикам.

Факторами, которые тормозят выход отрасли из кризиса, по мнению специалистов, остаются:

  • санкции, которые значительно сокращают возможности распределения дорогих рисков;
  • переход на массовую практику экономии на всем, что проникла уже и в сферы крупного бизнеса;
  • дефицит емкости внутреннего рынка перестрахования;
  • замедленные по сравнению с Западом темпы перехода корпоративной страховки в «цифру»;
  • низкая активность малого и среднего бизнеса в практике передачи рисков в ведение страховых компаний.

Крупные аналитические агентства считают, что одной из ключевых проблем, связывающих руки страховому сообществу, остается дефицит понимания страхователем необходимости встраивать страховой бюджет в эффективную программу риск-менеджмента. Причем сложность не в том, что бизнес не сознает необходимости такого встраивания, а в том, что он не всегда понимает, как его выполнить.

Как строить страхование рисков бизнеса в систему рискового менеджмента

Аналитики уверены, что в реалиях российской экономики встроить условия страхования имущества юридического лица в полноценную систему управления рисками, можно двумя способами.

  1. Через формирование собственного отдела риск-менеджмента, который будет заниматься контактами с участниками страхового рынка (брокерами и страховщиками).
  2. Через делегирование полномочий на осуществление страхового сопровождения сотрудникам административного звена. В этом случае самостоятельное страхование рисков бизнеса отходит на второй план, а во главе угла становится продуктивное взаимодействие с брокерами или агрегаторами страховых решений, подобный СА «GALAXY страхование».

Плюсы и минусы выбора

Как показывает практика, первый вариант лучше подходит крупным страхователям, которые могут себе позволить сформировать самостоятельное подразделение, занятое актуальными рисками. Хотя для данной категории предприятий подобное решение сопровождается рядом сложностей: рынок труда в РФ по-прежнему демонстрирует дефицит квалифицированных риск-менеджеров, санкционная политика ведет к вынужденному отказу от услуг международных брокеров. При взвешенном подходе к самостоятельному страхованию рисков предприятий – выстраивании индивидуальных отношений со страховщиками – работа отдела может привести к сокращению страхового бюджета на 5–7%.

Второй сценарий демонстрирует более привлекательные перспективы, в том числе и потому, что подходит для малых компаний и организаций. Хотя здесь тоже есть проблема ограничения предложений брокеров (международных). Предприятия решают ее двумя способами – через переход на обслуживание в российские компании и освоение инструментов агрегаторов. Последние позволяют уменьшить стоимость страхования бизнеса как минимум на 10–15%. И не только для крупных сетевых страхователей, но и для малого бизнеса.

Цены страхования малого бизнеса устремились вниз

МСБ, к слову, уже по итогам I квартала 2019 года отметил снижение цен по ряду видов корпоративного страхования (гражданской ответственности, недвижимости, автопарка и грузов). Это уже привело к росту активности в страховой практике (пока, правда, незначительному).

Эксперты уверены, что в дальнейшем с внедрением систем цифровизации страхования тенденция роста популярности страхования малого и среднего бизнеса будет только укрепляться. И в этом сегменте по аналогии с крупными предприятиями начнется консолидация вокруг специализированных страховщиков. Уже сегодня, как отмечают специалисты, среди последних идет активная борьба за сегмент МСБ. А выигрывают в ней то, что продуцирует наиболее эффективные решения страхования малого и среднего бизнеса онлайн.