Ситуация на внутреннем рынке страхования корпоративных рисков

В преддверии традиционного сезона продаж в корпоративном страховании компании, занятые в данной сфере, нагнетают ситуацию. Если верить последним отчетам, весь рынок в России продолжает ужиматься, объемы премий падают, а убыточность растет. Хотя последняя действительно демонстрирует на протяжении августа – сентября тенденцию роста, в остальном де-факто ситуация остается стабильной:

  • в целом рынок корпоративного страхования вырос на 13,3% (данные на начало октября);
  • размер средней выплаты увеличился почти на 6% (в общем анализе это положительный фактор);
  • объем портфелей постоянных клиентов по страхованию корпоративных рисков (имущественных и ответственности) сохраняется;
  • приток новых договоров оценивается на уровне динамики со знаком плюс в 8–12%, по разным оценкам.

Реальные сложности рынка

Это фактические цифры, предоставляемые страховщиками, и подтвержденные опубликованной статистикой. Конечно, сложности в сегменте есть – растет уровень мошенничества в дорогих видах страхования корпоративных клиентов, увеличивается убыточность по крупным рискам (то же космическое страхование), неэффективно используется перестраховочная емкость.

Но в целом ситуация остается стабильной. Правда, предпосылки, явно указывающие на скорый рост цен в ряде направлений, прослеживаются хорошо. И именно на них страхователю стоит обратить внимание в первую очередь.

Что мешает развитию корпоративного ДМС

В практике страхования персонала , например, ожидается рост «первичных» премий (для новых клиентов) на уровне 8–14%. По действующим (продлеваемым) полисам прирост тарифов будет ниже, но он неизбежен. Причины изменения ценовой политики константны:

  • медицинская инфляция, «подогреваемая» санкциями и волатильностью национальной валюты;
  • увеличение стоимости функциональных исследований (обновление парков оборудования, которое все из-за того же рубля набирает в цене);
  • значительные колебания в экономике страны.

Правда, в сегменте добровольного медицинского страхования персонала появляются новые эффективные решения, которые позволяют свести негатив увеличения среднего чека практически на нет. К ним относится и массовый переход на франшизный полис. Причем в ряде случаев франшизу платит не страхователь, а застрахованные, что повышает лояльное отношение к данному инструменту в целом. Плюс, все больше современных компаний переходят на практику интеллектуального (комбинированного ручного и программного) андеррайтинга.

Свое положительное влияние на цены уже оказала телемедицина. Хотя не все страховщики даже из числа крупных организаций используют ее возможности в работе. Многие остаются верными классическим приемам управления ценой страхования здоровья сотрудников:

  • реализуют программы лояльности с урезанными рисками и ограниченным набором опций;
  • внедряют профилактические программы и раздают бонусы тем, кто сокращает количество обращений к врачу в год;
  • развивают собственные сети клиник, чтобы компенсировать часть выплат через продажу квалифицированных услуг.

Эксперты считают, что первый прием из этого списка демонстрирует все меньшую активность, потому рекомендуют страховщикам постепенно от него отходить. Профилактика же и «страховые» ЛПУ – это эффективные меры для оптимизации стоимости полиса корпоративного ДМС, уверены сами страхователи.

Проблемы рынка имущественного страхования

Глобальным демотиватором рынка имущественной страховки остается «ограниченный» рынок перестрахования. Из-за значительной «зажатости» перестраховочного ресурса страхователь переплачивает за недораспределение рисков. Единственный выход из данной ситуации – страхование с перестраховкой в РНПК. Но для некоторых видов страховых услуг это остается невозможным.

Вернулась на повестку дня проблема недострахования имущества. Сюда относится и корпоративное страхование грузоперевозок , и страховка коммерческой недвижимости, и покрытие для нового импортного оборудования.

Стоимость объекта полиса из-за колебаний курсов может меняться каждый день. Учитывая стремление рубля к снижению, меняется эта цена не в выгодную для страхователя сторону. При этом учесть курсовую разницу на этапе заключения договора (застраховать риски на 110–150% от сиюминутной стоимости) нельзя.

Что будет с ценой корпоративного страхования

По предварительным подсчетам, под действием общей инфляции стоимость страхования имущества юридических лиц в России до конца года вырастет на 2–5%. В 2019-м тенденция увеличения тарифов продолжится, но с высокой вероятностью замедлится при стабилизации рубля.

Управлять ценой, как показывает практика, страхователю по-прежнему удобнее в условиях долгосрочного сотрудничества. Правда, это не значит, что единожды выбрав страховщика, нельзя сменить его на того, кто предложит выгодные условия. Процесс перехода без потери страховой истории хоть и затруднен, но возможен. А многие крупные компании сейчас внедряют инструменты для его упрощения.

Среди наших партнеров такие участники рынка есть. А на сайте СА «GALAXY страхование» есть удобные калькуляторы, которые помогут узнать расценки всех рекомендованных ЦБ страховщиков и сравнить их в одной таблице. Здесь же можно сразу подать заявку на выбранную программу корпоративного страхования рисков (имущества, ответственности, персонала), сэкономив немалые средства на организации тендера и встречах для подписания бумаг. Договоры мы отправляем курьером или почтой.