Для многих не будет открытием, что правила страхования грузов всех без исключения страховых компаний, на базе которых в России страхуют перевозки, написаны с правил страхования грузов Института Лондонских страховщиков (ICC). Но отечественные страховщики позаимствовали далеко не все из европейских правил страхования грузов, так как далеко не со всем можно работать и далеко не все риски можно покрывать с учетом особенностей работы в РФ.
Так, например, у нас не прижилась и широко не используется двойное страхование, когда имущество или груз страхуются двумя страховыми компаниями, и при наступлении страхового случая выплата будет производиться пропорционально в соответствие с объемами рисков принятыми каждым страховщиком в отдельности.
Статья 951. Последствия страхования сверх страховой стоимости
1. Если страховая сумма, указанная в договоре страхования имущества или предпринимательского риска, превышает страховую стоимость, договор является ничтожным в той части страховой суммы, которая превышает страховую стоимость. Уплаченная излишне часть страховой премии возврату в этом случае не подлежит.
2. Если в соответствии с договором страхования страховая премия вносится в рассрочку и к моменту установления обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, она внесена не полностью, оставшиеся страховые взносы должны быть уплачены в размере, уменьшенном пропорционально уменьшению размера страховой суммы.
3. Если завышение страховой суммы в договоре страхования явилось следствием обмана со стороны страхователя, страховщик вправе требовать признания договора недействительным и возмещения причиненных ему этим убытков в размере, превышающем сумму полученной им от страхователя страховой премии.
4. Правила, предусмотренные в пунктах 1 - 3 настоящей статьи, соответственно применяются и в том случае, когда страховая сумма превысила страховую стоимость в результате страхования одного и того же объекта у двух или нескольких страховщиков (двойное страхование).
Сумма страхового возмещения, подлежащая выплате в этом случае каждым из страховщиков, сокращается пропорционально уменьшению первоначальной страховой суммы по соответствующему договору страхования.
Статья 260. Двойное страхование
1. В случае, если объект застрахован у нескольких страховщиков на суммы, которые в итоге превышают его страховую стоимость (двойное страхование), все страховщики отвечают только в размере страховой стоимости; при этом каждый из них отвечает в размере, пропорциональном отношению страховой суммы согласно заключенному им договору морского страхования к общей страховой сумме по всем договорам морского страхования, заключенным в отношении данного объекта.
2. В случае, если одна и та же ответственность судовладельца застрахована у нескольких страховщиков (двойное страхование), каждый из страховщиков отвечает в размере, равном его ответственности в соответствии с заключенным им договором морского страхования.
В случае, если при наступлении страхового случая размер ответственности судовладельца меньше размера ответственности всех страховщиков, каждый из страховщиков отвечает в размере, пропорциональном отношению размера его ответственности к размеру ответственности всех страховщиков.
Если страхователь уже застраховал грузы или имущество, то при повторном страховании этого же имущества он обязан в письменной форме сообщить страховщику все данные о другом страховщике и страховых суммах, в противном случае на него могут завести уголовное дело и обвинить в мошенничестве. А поскольку большая часть населения нашей страны, к большому сожалению, в этих вопросах ничего не понимает, то люди делятся на 2 категории:
· Где-то слышали о том, что за двойное страхование могут «посадить» и страхуют имущество по 1 договору;
· Ничего не знают о двойном страховании, и просто страхует 1 вещь 1 раз и даже не представляют о том, что можно это сделать дважды.
· Люди, которые знают и могут воспользоваться двойным страхованием, но этого не делают, потому что перестраховочной емкости более чем достаточно и тарифы всех вполне устраивают, а лишнее согласование дополнительного договора отнимает слишком много времени.
При международном страховании грузов, товары можно застраховать учетом всех расходов на доставку (налоги, пошлины, расходы на логистику и прочее), включить их в стоимость застрахованного груза, но этот довесок не может быть более 10%, за редким исключением страховщики идут на встречу и поднимают эту планку до 30%.
1. В обязательном порядке страхование прописано только в условиях поставки CIP и CIF – продавец обязан оплатить стоимость страхования грузов до места назначения груза, т.е. до передачи груза покупателю. Но стоит учитывать, что согласно условиям от продавца требуется обеспечение страхования груза с минимальными страховыми рисками.
2. Во всех остальных случаях страхование должен обеспечивать покупатель, но у него есть возможность передать эту обязанность перевозчику или экспедитору на основании договора на перевозку или экспедирование.
Автор: Кузовлев Александр