В мировой практике давно существует такое понятие как страхование ответственности управляющего сектора (или директоров). Сокращённое обозначение договоров этого типа выглядит как D&O. Это определённый вид страхования, покрывающий риски, понесённые компанией в результате возмещения ущерба третьим лицам. Подобная ситуация может быть следствием ошибочных решений, которые принимают директора, халатным отношением или намеренным нарушением своих прямых обязанностей. В России это направление также развивалось. Но 2023 год внёс свои корректировки и начался с многочисленных изменений, имеющих правовую основу.
Западные страховщики покидают страну
Необходимость изменений полностью объяснима. Российский рынок не утратил интереса к этому виду страхования, но заключение сделок с зарубежными партнёрами с 2022 года стало невозможным. Санкции, в результате которых из страны ушли западные страховщики, и другие кризисные ограничения играют в этом процессе ключевую роль. Доступ к зарубежным перестраховщикам также был заблокирован. И это проблема, поскольку многие российские компании обладали договорами D&O. После того как в стране вступил в силу закон №55-ФЗ, накладывающий запрет на возможность перестрахования в недружественных России странах, эти договора стали недействительными. Однако заключение договоров формы D&O и сейчас необходимо. При этом необходимость в них испытывают не только российские компании, но и зарубежные партнёры.
Смысл страхования ответственности директоров
Смысл такой страховки вполне очевиден. Она защищает директора в тех случаях, когда он должен возместить убытки в следствие различных расходов, связанных с требованиями третьих лиц. В ряде случаев ими выступают судебные иски и априори юридическая защита, которая в этом случае потребуется. Важно, что договор формата D&O (страхование ответственности управляющего сектора) заключается именно для этого. При этом он покрывает риски ответственности не только непосредственно директоров, его полномочия гораздо шире — это весь управляющий сектор компании.
Защита предусматривает определённый круг лиц, со стороны которых могут быть предъявлены требования руководству. Выбор этих лиц индивидуален, и список их может варьироваться:
- работники компании;
- акционеры;
- кредиторы;
- клиенты;
- государственные органы.
Обособлено здесь рассматриваются процедуры банкротства, поскольку они выдвигают требования самому директору, выявляя причины, которые привели к таким последствиям. В договоре D&O эти причины можно отнести к непреднамеренным ошибкам в отчётности или, как альтернатива, к заключению сделки в интересах компании. Но сразу следует уточнить, что случаи преднамеренных действий директора, преследующего корыстные цели, страховыми признаны не будут.
Рекомендации директорам, заключающим договора D&O
Этот договор, как и любой другой, имеет свою специфику. Наиболее важным здесь выступает тот факт, что каждый пункт договора сверяют с действующим законодательством. При этом здесь оговариваются покрытия тех рисков, которые только косвенно предусмотрены в законодательстве РФ. Например, ответственность от допущенных ошибок. Поэтому пункты, неподкреплённые законодательной базой, но необходимые в договоре, изучают и проговаривают отдельно. Допущение малейшей ошибки в договоре приведёт к тому, что он будет признан недействительным.
Важное дополнение от юристов: при заключении договора D&O требуется строго индивидуальный подход, от типовых предложений нужно сразу отказываться.