Новая инициатива РЖД и «Ростеха» может перевернуть рынок страхования грузоперевозок

ГЛОНАСС может вырасти целый подход к упрощенному страхованию грузоперевозок. Все начнется с железнодорожного транспорта.

По данным за I полугодие 2018-го, рынок страхования грузоперевозок демонстрирует положительную динамику:

  • всего по всем видам транспорта собрано без малого 10 млрд рублей (9,98 млрд);
  • количество заключенных договоров – 1,71 млн;
  • убыточность – 26,3 тыс. случаев;
  • объем произведенных выплат – 1,2 млрд рублей.

Но есть и другая статистика, которая демонстрирует нарастание проблематики в отрасли. В частности, речь о доле компенсаций, произведенных по решению суда. На них приходится 6% от общей суммы (76,4 млн рублей). Для направлений, в которых большинство программ действуют с максимальным покрытием (от всех рисков) это высокий показатель.

Второй проблемой остается транзит. Если страхование международных перевозок стало нормой, исполняемой по требованиям международного же рынка, то на транзитные рейсы полис очень часто не распространяется.

Чего хотят инициаторы

Обе проблемы, как отмечается в представительствах «Ростеха» и РЖД, может решить новый подход к цифровизации процесса доставок и их страхования. То есть передача АО ГЛОНАСС под руководство данных ведомств и внедрение принципиально новых инструментов регулирования.

Инициатива исходит от самих исполнителей. Она была изложена в письме Дмитрию Медведеву от Олега Белозерова (председатель правления РЖД) и Сергея Чемезова (гендиректор «Ростеха»). Суть заявления в следующем:

  • государственная инициатива, коей является ИС «Эра ГЛОНАСС», за отсутствием возможности выхода на безубыточный уровень, передается в равных долях под управление РЖД и «Ростеха» (по 50% акций);
  • на базе наработок АО ГЛОНАСС формируется единая глобальная транспортно-логистическая система электронного контроля безопасности и качества осуществления грузоперевозки;
  • элементы системы внедряются (изначально) на все виды транспорта, задействованного РЖД.

Амбициозные планы

На выходе, согласно ожиданиям, планируется минимизировать сроки подготовки груза, организации отправки и страхования международной грузоперевозки . Для обеспечения рентабельности системы и ускорения ее внедрения во все сферы логистики (экспортно-импортная сеть) предполагается временно или на постоянной основе ввести требование по страхованию транзитных грузов.

Так, имея в распоряжении современный комплекс для отслеживания всех этапов рейса и его страхового сопровождения, решается два ключевых вопроса:

  • покрытие страхованием на время транзита грузов (транзит), которое станет обязательным (сначала для железнодорожных перевозок, а в будущем – для всех видов транспорта);
  • упрощение программы урегулирования (имея на руках информацию, зарегистрированную датчиками, страховщик не пойдет в суд, чтобы отказать в выплате).

Дополнительные инвестиции в программу упрощенного страхования грузоперевозок

Во исполнение амбициозных планов по внедрению нового подхода во всей системе транзитных перевозок по России, планируется в будущем привлекать дополнительных инвесторов. Учитывая охват рынка автомобильными транзитными перевозками, первым из таких инвесторов с большой долей вероятности станет АО РТИТС – оператор системы «Платон».

При условном объединении «Платона» и ГЛОНАСС, как считают эксперты, с большой долей вероятности вновь поднимется вопрос о передаче данных, собранных первым, страховым компаниям, которые будут обслуживать договоры обязательного или добровольного страхования грузов. Тогда в дополнение к упрощенной программе оформления полиса на транзитный товар добавится эффективный скорринг и андеррайтинг, который может сказаться на стоимости страховки для большинства крупных перевозчиков.

Как это будет

В результате перехода ГЛОНАСС под управление непосредственными участниками процесса логистики экспорта и импорта ожидаются серьезные улучшения:

  • повышение безопасности перевозок (что тоже скажется на стоимости страхования грузов);
  • наращивание экономической активности за счет привлечения иностранных инвестиций на более надежный рынок транзитных перевозок по России (реализация транзитного потенциала);
  • продвижение в развитии проекта «Один пояс – один путь».

Правда, на реализацию плана будут тратиться деньги. По предварительным подсчетам, потребуется около 66 млрд рублей (в том числе 43,1 млрд на автоматизацию транспорта, и это только ж. д. вагоны). То есть финансовые результаты нововведений страховщики и страхователи почувствуют не сразу.

Какие-либо прогнозы можно будет строить после 12 ноября (даже чуть позже, поскольку итоги проработки этого вопроса, вероятно, будут озвучены на профильной конференции, назначенной на 15 число). Хотя проанализировать рынок сегодняшних цен транзитного страхования, чтобы оценить их привлекательность (предполагая временное или постоянное их повышение в связи с внедрением обязательного полиса), можно уже сейчас.

На сайте СА «GALAXY страхование» это доступно в удаленном режиме. У нас можно просчитать стоимость страхования транзита (экспорта или импорта), сравнить тарифы самых сильных игроков рынка и подать заявку онлайн на оформление договора. Последний доставляется страхователю почтой или с курьером.