Новые правила IMO 2020 и страхование морских рисков

Очередная, 74-я по счету сессия Международной морской организации прошла более недели назад, но обсуждения и дискуссии, рожденные ее повесткой дня, продолжают набирать градус накала. Что логично: экологические стандарты IMO 2020, которые предположительно начнут действовать уже с января следующего года, скажутся на деятельности всех, кто так или иначе связан с международным судоходством.

Страхование морских рисков , как отрасль, обслуживающая перевозки, исключением не станет. Более того, здесь ожидаются весьма серьезные изменения, связанные:

  • с иным объемом и содержанием рисков по всем направлениям (для транспорта, груза, перевозчика);
  • появлением новых рисков, которые необходимо учесть в программах страхования морских перевозок ;
  • вероятностью отложенного вступления в силу принятых поправок.

Пока неизвестно, как именно, но в том, что страховщики будут кардинально менять программы, сомнений уже не остается. Это скажется как на списках покрытия, так и на размерах франшиз, требованиях к страхователю, подходе к проверке перед заключением договора морского страхования и тарифах.

Суть новых правил IMO 2020

Правила IMO 2020 устанавливают новые требования к качеству топлива, которое смогут использовать международные морские суда. Согласно тексту документа, допустимое содержание серы в ГСМ для них снизится с ныне разрешенных 3,5% до 0,5%.

На практике это означает следующее:

  • судоходные компании должны либо перейти на альтернативные виды топлива (сжиженный газ), либо инвестировать в более дорогое горючее с низким содержанием SO2;
  • непонятно, насколько дефицитным будет продукт с разрешенным составом (пока рынок предлагает его только в одном варианте под названием «газойль»);
  • неясной остается перспектива эксплуатации так называемых скрубберов (систем очистки), на текущий момент транспорту с ними разрешено следование международными маршрутами без перехода на более чистое горючее, но экологические группы продолжают настаивать на запрете использования данного оборудования.

В контексте страхования морских перевозок груза все это означает перемены на каждом из уровней покрытия.

Как IMO 2020 скажется на страховании морских грузов

В частности, по программам КАРГО уже звучат анонсы увеличения тарифов. Это связано с возросшими рисками задержек рейсов, поломок двигателей судов в пути, сложностями контрольных проверок в портах крупных городов. По данным крупнейших страховых компаний, велика вероятность, что на период «привыкания» к новым стандартам перевозчикам уже не будут доступны «урезанные» страховые продукты. Только договор международного морского страхования груза от всех рисков на всем пути следования.

Страхование ответственности морского перевозчика

На де-юре добровольной, но де-факто обязательной страховке ответственности перевозчика морских грузов новые правила тоже отразятся. В первую очередь потому, что в списке включенных в страховое возмещение расходов добавятся:

  • штрафы за неисполнение IMO;
  • задержки, связанные с проверками и дополнительным тестированием топлива;
  • сложности из-за различных позиций крупнейших портов мира в отношении скрубберов.

Вероятным в свете неясных перспектив различных «топливных» решений является подключение опции страховки на случай перерыва в бизнесе (при задержках рейсов) к страхованию ответственности морского перевозчика.

Каско морского судна

Рынку судоходства предстоит целая череда экспериментов, исследований, лабораторных тестов, но уже сегодня можно с уверенностью сказать: большинство участников трафика не будут использовать «чистое» топливо. Это дорого как для инвесторов, так и для грузовладельцев, которые не готовы к новому скачку цен за транспортировку.

То есть многие (если не все) будут смешивать горючее (с низким содержанием серы и предельно допустимым ее уровнем). Как такая практика скажется на состоянии силовых агрегатов и других важных улов судов, неизвестно. Для страховщика, который оформляет каско судна, это повышенный риск убыточности, который в силу дефицита эмпирических данных, сложно просчитать.

Как компании будут с ним работать, – включат отдельным риском, который может покрываться за дополнительные деньги, или учтут в общей рисковой системе, – непонятно. Но средний тариф по данной программе в ЕС уже за неделю вырос на 0,3 процентных пункта.

Все будет зависеть от квалификации страховщика

На фоне революционных изменений на первый план для страхователя выходит поиск надежного поставщика услуги страхования морских судов. В России его проще, быстрее и безопаснее всего организовать через СА «GALAXY страхование». Опытные специалисты агентства постоянно следят за изменениями внешних условий, проводят мониторинг надежности партнеров и предлагают страхователям гарантии эффективного страхового решения.