Новый Кодекс на базе ЗоЗПП может дать толчок страхованию ответственности за качество

В понедельник, 26 июня, группа, созданная на базе Роспотребнадзора, приступила к разработке так называемого Кодекса защиты прав потребителей. Всего три дня, как специалисты службы взялись за реализацию задания Владимира Путина, а страховщики уже отметили активность предпринимателей в практике страхования ответственности за качество продукции . Правда, ажиотаж пока сосредоточен в столичных областях и консолидирован в сегменте товаропроизводителей, но эксперты уже делают осторожные выводы.

По мнению аналитиков, новый Кодекс, который де-факто соберет и структурирует все пункты ЗоЗПП, дополнив их требованиями к качеству основных услуг, неизбежно усилит позиции страхования гражданской ответственности предприятий, хотя обязательным данный вид делать пока никто не намерен.

Культура страхования ответственности товаропроизводителя в России

Надо сказать, что в секторе приборостроения, производства бытовой техники и сложной электроники такая привычка (распределять риски) существует давно. Страхование ответственности товаропроизводителей осуществляется по некой единой схеме, согласно которой:

  • страхователь сам рассчитывает максимальную сумму покрытия;
  • срок действия полиса ограничен гарантийными обязательствами компании;
  • договор заключается на условиях страхования ответственности юр. лица (тарифы в пределах 0,4–0,6%, предварительная проверка истории бренда).

Как отмечают производственники, подобные условия достаточно удобны, но все же требуют внимания со стороны страховщика. Так, по аналогии со смежными отраслями корпоративной страховки, здесь были бы полезны так называемые коробочные решения.

Особенно важно последнее для молодых организаций-производителей. Страховым компаниям, которые постоянно ведут учет по страхованию ответственности производителя, проще определиться с расчетом:

  • оптимальной области покрытия для изготовителей разных категорий товара (парфюмерия, электроника, бытовая техника, тяжелое оборудование);
  • пределов (по пунктам – физический/моральный ущерб и урон здоровью);
  • сроков покрытия (действие гарантии + некий репутационный запас для повышения лояльного отношения к марке).

Подобная практика (распределения единой программы финансовой защиты или создание некоего калькулятора страхования ответственности товаропроизводителя) усилила бы позиции самого страховщика и повысила популярность его предложения.

Сфера услуг: привычка страховать риски только развивается

Это касается не только производственной сферы. Поскольку в новом Кодексе будут определены права потребителей на соответствующий уровень получаемых услуг, в сервисной сфере вопрос распределения финансовых рисков стоит не менее остро. Хотя сама привычка страховать качество работ или сервиса в России развита слабо. Практика страхования ответственности за качество услуги требует внимания со стороны государства.

По мнению экспертов, здесь необходима активность на трех уровнях:

  • Кодекс будет описывать требуемый уровень услуг не только от коммерческих исполнителей, но и госсегмента, который необходимо обязать страховать свое качество.
  • Программа мотивации коммерческих предприятий к заключению добровольного полиса значительно приблизила бы желаемый результат.
  • От страховщиков нужна разработка отраслевых решений по страхованию ответственности компаний сферы услуг.

Страхование ответственности за качество услуг: первый пробы

Еще этой весной эксперимент, связанный с этим видом страхового сопровождения, имел место. Одна из крупных столичных автозаправочных сетей провела его на собственной территории. По аналогии со страхованием ответственности товаропроизводителя за качество продукции , АЗС застраховала продаваемое топливо.

Программа была оформлена рекламным щитом и принесла первые плоды уже через две недели действия. По данным владельцев АЗС:

  • активность водителей выросла почти на 10%;
  • каждый четвертый посетитель уточнял алгоритм действий при желании получить возмещение;
  • уровень лояльного отношения к бренду значительно вырос.

Но данный опыт обнаружил и серьезную проблему. На предварительном этапе страхователь столкнулся с тем, что СК не смогли предложить ему качественную программу. На базе идеи отраслевого страхования гражданской профессиональной ответственности АЗС пришлось буквально создать новый страховой продукт, который взялась разработать для заказчика всего одна компания.

Разработка индивидуальных продуктов под нужды страхователя вообще входит в «моду» в большом корпоративном страховании. Но достаточным ресурсом для такой работы располагают только сильнейшие СК. Мы собрали такие компании в партнерском портфеле СА «GALAXY страхование», чтобы упростить ваш поиск партнера. У нас есть комфортная платформа для выбора, оптимизации программы страховки товаропроизводителя/сервисной компании и создания индивидуального полиса под конкретные цели.