Новый рынок страхования международных грузов: тренды и прогнозы

Рекордные показатели перевалки грузов в портах (кроме Балтийского) и международных перевозок товаров в соседние страны отразились на страховом рынке. Впервые за год сегмент КАРГО продемонстрировал в июле – августе значительный рост сборов. В отличие от прошлых периодов основная доля продаж международных полисов страхования грузов пришлась не на наливные (нефтепродукты), а на сухие товары.

На море и на суше: страхование сухих грузов набирает обороты

Сухогрузы и насыпная продукция экспортируется в 2017 году активно, как никогда. И хотя этот вид перевозок традиционно не считается привлекательными для страховщиков, последние проявляют к нему все больший интерес. Что логично: на фоне снижения автоперевозок транспортировка морем и железнодорожными путями насыпных товаров растет – с января по август объемы увеличились в среднем на 33%. Для некоторых регионов – на 60%+.

На фоне массового сокращения продаж полиса сопровождения для российских рейсов эта статистика выглядит для страховщиков весьма перспективно. Поскольку страхование международных перевозок остается общепризнанной практикой (хотя и не обязательно для некоторых направлений).

Как свидетельствуют отчеты по сборам, в списке наиболее активных страхователей остаются:

  • морские перевозчики сельскохозяйственной насыпной продукции;
  • автоперевозчики зерна, стройматериалов и прочих сухогрузов, обслуживающие порты (в 60% случаев страхованием транспорт грузов сопровождается в режиме «от двери до двери», то есть включает и отрезок пути по России);
  • железнодорожные перевозчики (контейнерные доставки насыпных товаров считаются наименее рисковыми, потому за этот сегмент развернулась настоящая битва).

Смена приоритетов: страховщики делят зоны влияния

В отличие от результатов работы в новых для России направлениях (Азия, ближайшие соседи – морские и ж. д. доставки) прошлых лет в 2017-м наметилась тенденция массового страхования груза при перевозке даже в те страны, где обязательства сопровождения полисом нет. Это связано с двумя факторами:

  • Прирост экспорта в государства Тихоокеанского региона (а именно во Вьетнам) привлек внимание страховщиков. Несмотря на отсутствие как таковой истории убыточности по этому маршруту, страховщики все чаще предлагают конкурентную стоимость страхования груза . Учитывая, что в самом Вьетнаме тоже идет конкурентная борьба за покупателя (ресурс рынка оценивается более чем в миллиард долларов), перевозчики все чаще используют полис в качестве дополнительного преимущества.
  • Практически завершился процесс ратификации нового ТК для Евразийского союза (Вьетнам, кстати, одним из первых подписал с ним договор о свободной торговле). Это означает, что процесс доставки в страны-участницы ЕАС значительно упростится. Для рынка транспортного страхования грузов это существенное снижение рисков и причина пересмотреть цены (чтобы принять участие в «освоении» нового перспективного рынка).

Импортеры российской продукции – в 80% случаев скоропорта – уже внедряют требования по регулярному страхованию товаров, доставляемых по упрощенной схеме.

В ногу со временем: страхование перевозок груза подстраивается под реалии

Будущее КАРГО видится экспертам более чем радужным. Сами страховщики такие прогнозы осторожно, но подтверждают. Так, с целью участия в завоевании направлений экспорта в ближайшее зарубежье лидеры списка топ-10 уже переходят на новые условия страхования грузов, утвержденные в обновленном ТК ЕАС.

Полис постепенно уходит в «цифру», что дает свои преимущества всем сторонам договора:

  • снижается документооборот и время согласования условий (уменьшаются расходы СК, что должно со временем найти отражение в цене);
  • сокращаются сроки урегулирования спорных вопросов и страховых случаев (в 2017 году уже поставлен определенный рекорд – против традиционных 1–3 месяцев утверждение выплаты заняло две недели);
  • упрощается таможенное оформление, что снижает риски в страховании международных грузов (особенно касается скоропорта, которому задержка на границе сулит серьезную угрозу вплоть до порчи всей партии).

В ближайшие год-два ждать снижения стоимости КАРГО не стоит. Аналитики говорят о более длительном сроке – к 2020–2021 году тарифы должны подстроиться под оптимизированные алгоритмы.

Сегодня же сократить расходы на страхование доставки груза (сопровождение экспорта) можно, воспользовавшись инструментами СА «GALAXY страхование». Мы перешли на онлайн-сервисы задолго до того, как российская экономика взяла курс на IT-технологии, потому опережаем текущий рынок по уровню проработанности интернет-площадки.

У нас можно сформулировать индивидуальную программу страховки груза при перевозке, сравнить цены проверенных страховщиков, удаленно подать заявку на сотрудничество. Каждый зарегистрированный пользователь получает доступ к личному кабинету – здесь можно сохранять привлекательные предложения, формировать мини-тендеры и многое другое.