От малого к большему: новые тренды в страховании коммерческой недвижимости

С началом пандемии в Россию пришел не только кризис в туристической или ресторанной, гостиничной сфере. На рынке предложения коммерческой недвижимости тоже ситуация значительно осложнилась.

Отчасти причиной тому стали ограничения, наложенные на арендодателей по взиманию платы с арендаторов. Но в большей степени проблема связана с массовым переходом офисов на удаленную работу.

С одной стороны, это привело к существенному спаду спроса на офисные помещения. С другой, опустевшие здания стали все чаще мелькать в сводках о незаконных проникновениях.

В итоге как владельцы объектов, так и те, компании, которые сохранили за собой офисы, оказались перед дилеммой: потенциальные потери, связанные с регулярными попытками хищений, нужно было предупреждать. При этом стоимость страхования офисных помещений оставалась для многих из них неоправданным расходом в условиях, когда экономия де-факто превратилась в правило выживания.

Страховщики нашли выход из ситуации

В ответ на массовые запросы от владельцев помещений, ищущих более выгодных условий страховки, и арендаторов, не готовых платить за все офисы центра, снимая всего один, страховщики разработали новую программу. Она предлагает частичное страхование коммерческой недвижимости:

  • по площади (в процентах от общей стоимости, пропорционально занимаемому пространству);
  • по отдельным помещениям;
  • и даже по отдельным рабочим местам.

Кому могут быть интересны новые страховые продукты

Как показала практика, в первые же месяцы работы частичного страхования нежилых помещений продукт вызвал ажиотаж. В первую очередь им заинтересовались владельцы объектов, которые в погоне за новыми клиентами готовы сдавать недвижимость в аренду буквально квадратами.

Им страховые компании предложили коробочные продукты с подключением стандартных рисков:

  • порчи отделки и мебели по вине арендатора;
  • пожара;
  • затопления;
  • погодных явлений и т. д.

Далее подключились, как ни странно, мелкие предприниматели и самозанятые граждане, работающие по договору коворкинга. То есть те, кто арендует де-факто рабочие места, а не целые офисы.

В рамках исполнения требования арендодателя о страховании арендуемых помещений ранее они могли заключить страховой договор только при полной занятости отдельно взятого офиса. Теперь у них есть возможность застраховать свой объем ответственности перед владельцем объекта.

В торговых центрах, откуда ушли многие продавцы, и где собственники огромных зданий тоже готовы сдавать буквально отдельные торговые точки площадью 2*2 кв. м, практика «пометрового» страхования, к слову, тоже появляется. Но не так активно, как в офисной аренде.

Условия коллективного страхования малых площадей

По состоянию на начало октября 2020 года офисное страхование «по частям» без использования минимального метража предлагают всего 5% страховых компаний из списка топ-20. Но их опыт уже привлек внимание коллег, и на фоне вероятной очередной волны пандемии новый страховой продукт вполне может стать постоянным и получить серьезное развитие.

Правда, от страхования коммерческих помещений целиком он все же отличается:

  • как правило, набор рисков определяют сами страховщики, а не арендатор или владелец сооружений (который может застраховать часть здания перед передачей его в аренду для привлечения арендатора);
  • срок действия страхового договора составляет не менее 12 месяцев;
  • в 99% случаев условия программы предполагают наличие франшизы – от 5% минимум.

Если офис с местами, предоставляемыми в пользование по договору коворкинга, занято полностью, страховые компании предлагают застраховать помещение на условиях коллективной программы. В таком случае набор рисков и прочие условия (франшизу, сроки, обстоятельства наступления страхового случая) уже допускается согласовывать. Кроме того, тариф страхования нежилой недвижимости при его действии на все помещение обычно устанавливается более выгодный (из расчета стоимости одного застрахованного квадрата).

Классическое страхование офисных метров может оказаться выгоднее

Страхование рабочих мест пока остается экспериментальным, а значит, сильно ограничивает страхователя в выборе условий договора. Тогда как страховка нежилого помещения – классический страховой продукт, который можно настроить под себя, чтобы не переплачивать за площадь и получить оптимальную финансовую защиту, – продолжает терять в цене.

На сайте СА «GALAXY страхование» можно заключить такой договор (для владельцев и арендаторов) на оптимальных условиях. Более того, перед оформлением полиса (в том числе, бесконтактным способом, то есть онлайн) такие условия можно согласовать в индивидуальном порядке с консультантом агентства – специалистом в сфере страхования, заинтересованным в первую очередь в качественной защите бизнеса клиента.