Отказ от страхования военных рисков в России, Украине и Белоруси

По сообщению Dryad Global, с января этого года почти все СК мирового уровня отменили защиту от военных рисков в странах, вовлечённых в российский конфликт с Украиной. Представители двенадцати из тринадцати существующих клубов заявили о невозможности страхования судов, сообщающихся с Россией ввиду того, что перестраховщики массово покидают регион из-за финансовых потерь. Судоходным компаниям придётся либо избегать запрещённых регионов, либо отправляться в море без страховки.

Клубная страховка обеспечивает защиту от широкого спектра судовых рисков — катастрофы, столкновения, поднятие затонувших судов, экологические затраты, загрязнения и т. д. Покрытие, которое обеспечивают клубы, охватывает 90% судов мирового океана. Лишиться такой защиты — дорогого стоит, то есть без последствий это не пройдёт.

К чему способен привести отказ клубов от страхования судов

Украинский конфликт стал «краеугольным камнем» буквально. Его последствия отразились не только на участниках самого конфликта, но и на всех, кто даже косвенно задействован в нём. Страховщики судовых компаний столкнулись с проблемой напрямую.

Первым об отменах заявило старейшее агентство Reuters, резюмируя повышение цен и отказ судовых компаний от ряда маршрутов. В качестве альтернативы Reuters упомянуло о возможных отказах от страховок. Это, что вполне логично, ведёт к убыткам страховщиков. Прогноз оказался верным, поскольку в страховке отказывают не только судам России, проблема коснулась и украинских судовладельцев. Уже в сентябре прошлого года Лондонский Ллойд заявил о том, что готовится к крупнейшему убытку, который может превысить миллиард фунтов стерлингов, связывая его с украинскими портами и зерновой сделкой.

Эксперты, изучающие ситуацию на страховом рынке, утверждают, что украинский конфликт обойдётся мировой отрасли страхования дорого. Убытки могут составить от десяти до двенадцати миллиардов фунтов стерлингов.

Аннулированные контракты — последствия

Множество контрактов, заключённых партнёрами в преддверии событий последних двух лет, пришлось аннулировать. Процесс оказался невероятно болезненным и не обошёлся без вмешательства правительств разных стран, причастных к морским перевозкам. Так, с просьбой о принятии на себя дополнительных рисков обратилось к страховщикам правительство Токио. Иного пути обеспечить гарантии при транспортировке СПГ через российскую акваторию у них не было.

Зеркальная ситуация в России

Российский сегмент страхования напротив значительно опередил другие виды на рынке, став в 2022 году лидером в страховой отрасли. Ситуацию комментировал «Коммерсантъ», ссылаясь на компетентные источники. Размер страховых премий здесь вырос на 22%. Эксперты утверждают, что это объясняется трансформацией логистических цепочек и удлинением маршрутов, на фоне чего заметно выросли тарифы. Ещё один аспект — переход полномочий зарубежных компаний к российским страховщикам, поскольку страхование у прежних партнёров за рубежом стало недоступным для российских судовладельцев.

Условия страхования конечно изменились. Новые правила были введены РНПК — главным и единственным в современных реалиях российским перестраховщиком. РНПК не только оглашает условия, но и утверждает актуальные тарифы. Это не лишает отдельные страховые компании возможности корректировок по старым договорам, но в целом российское страхование перешло на новые «рельсы». Изменений в ближайшее время в отрасли не предвидится, поэтому страховщики продолжают разрабатывать новые алгоритмы взаимодействия со страхователями.