Поиск решения актуальных страховых задач

Страхование грузов всегда привлекало к себе особое внимание. На фоне последних событий это направление и вовсе вышло в первые ряды. Условия ужесточились, на рынке появились новые игроки, сменив постоянных европейских партнёров, проблемы обсуждаются почти ежесекундно, но решения заставляют себя ждать. Тем не менее уже есть определённые сдвиги.

Что произошло со страховым рынком в России после введения санкций

Проблемы стали совершенно очевидными после того, как рынок покинули крупные перестраховщики. Среди них оказались Allianz и Munich. Грузоперевозки, особенно крупнотоннажные, полностью утратили покрытие, поскольку этому сектору требуется перестраховка в любом случае. До 2022 года страховщики РФ работали с западными перестраховщиками по облигаторным договорам, позволявшим передавать им не только свои, но и риски другого участника рынка. Это было удобно, когда договор заключался не с одним, а с несколькими страховщиками. И подобных правил было несколько. Однако старая система рухнула. Построить же новую оказалось непросто. Первый шаг, который игроки вынуждены были предпринять, — это передача полномочий отечественному перестраховщику (РНПК). Результат не заставил себя ждать, и все поняли, что это не выход.

РНПК — монополист

Вот уже более года на отечественном рынке доминирует РНПК. Структура вынуждено стала монополистом, поскольку внешние источники оказались недосягаемыми. На сегодняшний день именно этот перестраховщик обеспечивает 98% ёмкости перестрахования в стране. Об опасности подобной ситуации говорили грамотные эксперты, утверждая, что ни в одной стране мира эту функцию неспособен выполнять только один игрок.

Последствия себя ждать не заставили. Резко взлетели тарифы, а в условиях участившихся катастроф это отнюдь не маловажный фактор. Часть перевозчиков оказалась без страхового покрытия. Но и это только полбеды, так как угроза нависла и над самим монополистом.

Поскольку за последний год страховщики понесли серьёзные убытки в следствие пожаров на складах и т. д., убыточной стала и деятельность РНПК. Что и стало причиной повышения тарифов.

При этом ёмкость РНПК была увеличена, что лично подтверждает Э. Набиуллина. ЦБ следит и за повышением тарифов, но проблема по-прежнему остаётся.

Создайте конкурента

Верхние структуры обеспокоены. И предлагают страховщикам создать конкуренцию. «Создайте конкурента, и мы его поддержим». То есть поддержка «сверху» точно намечается. Дело осталось за малым — создать требуемое. Но и с этим возникли трудности. Хотя условия предложены более чем лояльные. ЦБ готов оказать поддержку коммерческой компании или конкуренту из государственных структур.

Дополнительные трудности

Власти нашли промежуточное решение, начав переговоры с представителями из дружественных стран. Уже обсуждалась возможность доступа отечественных СК с иностранным перестраховщикам. Однако ЦБ этих стран разрешают работать только с теми страховщиками из зарубежья, которые наделены конкретным рейтингом. Его-то у российских страховщиков и нет. То есть они ограничены внутренними рамками, и требования оказались для них неподъёмными. Это и стало новой задачей, которую пытаются решить в настоящий момент Банк РФ совместно с российским правительством. Но проблема глубже, поскольку у зарубежных предполагаемых партнёров также нет рейтинга должного уровня. В такой ситуации необходим инструмент рейтингования, но и его также нет.

Вывод

Перечень задач сформировался чётко — достойный конкурент и решение вопросов рейтингования. Дело за малым — решить поставленные задачи.