Предложение Минтранса может изменить страхование грузоперевозок

Минтранс предложил правительству к рассмотрению законопроект, призванный оптимизировать работу перевозчиков, осуществляющих прямые смешанные транспортировки грузов. Если нововведения одобрят, это может вернуть в практику страхования ответственности грузоперевозчиков старые проблемы.

Или оптимизировать процесс страхования грузоперевозок в целом. Мнения экспертов в оценке данного проекта в контексте его влияния на страховое сопровождение внутренних и международных рейсов расходятся.

По сути

Основная идея документа – изменения в документальном сопровождении перевозки. Теперь стандартная накладная должна содержать шесть листов:

  • собственно, оригинал и дубликат декларации;
  • листы выдачи, приема, уведомления о прибытии;
  • дорожную ведомость в нескольких экземплярах.

И такой набор должен быть у всех, кто участвует в перевозке, включая экспедиторов, посредников, самого грузоперевозчика. Для страхования ответственности при перевозке грузов теперь потребуется новый пакет документов. И подтверждение того, что все исполнители оформили тот же их комплект.

В чем сложности

Нововведение «вступает в конфликт» с действующим законодательством. А именно, с ГК РФ. Напомним, из-за «разногласий» ГК и закона № 4015–1 сложности с урегулированием страховых случаев по договору страхования перевозчика имели место долгое время (кодекс прямо говорил о необходимости дополнительного закона, который бы разрешал именно транспортным компаниям страховать свою ответственность).

Не так давно после многолетних стараний представителей интересов страхователей проблема была устранена через принятие законопроекта, согласно которому:

Важный момент: до принятия законопроекта сам страховой продукт существовал, работал и для участия в серьезных тендерах был де-факто необходимым. Сложность заключалась в том, что некоторые страховщики, пользуясь «пробелом» в законодательстве, не спешили исполнять по договору с перевозчиком обязательства, если инцидент имел место.

Новые барьеры

Теперь же рынку грозит ровно та же проблема. С одной стороны, сейчас страхование доставки груза работает легально и пользуется немалым спросом, учитывая, что большинству грузоотправителей остро необходима финансовая защита процесса перевозки.

С другой стороны, ГК РФ указывает, что в документах должны значиться всего две стороны – заказчик (тот, кто оплачивает рейс) и исполнитель (транспортная компания). А новый законопроект предусматривает указание в документах еще и экспедиторов, посредников, других подрядчиков, которые подключаются на разных этапах транспортировки.

Есть и плюсы

При этом многие эксперты (особенно среди компаний, которые практикуют страхование транспортных перевозок) отмечают, что нововведения, предложенные Минтрансом, объективно необходимы. Их аргументы:

  • документы у каждого участника рейса – это дополнительная информационная база для анализа обстоятельств происшествий;
  • указание всех, кто на разных этапах перемещения груза влияет на его сохранность, повысит качество анализа рисков при приеме на страхование международных грузов, например;
  • в списке предложений Минтранса не только изменения в документальном сопровождении перевозки, но и разработка новых правил ее оформления. А они избавят страховщиков от многих старых проблем. Таких, как указание в графе исполнителя не перевозчика, а экспедитора. Или неправильное заполнение госномера машины, ф. и. о. водителя, в которых часто прописывается название ИП получателя.

Страхование перевозчика уже работает

На данный момент предложение Минтранса обсуждается на всех уровнях. И у него уже появились как критики, так и сторонники. Это может означать, что сам набор мер еще будет прорабатываться. Что вовсе не отменяет возможности оформить работающий полис страхования ответственности за грузы по адекватной стоимости уже сейчас.

На сайте СА «GALAXY страхование» есть все для покупки нужного страхового корпоративного продукта в режиме онлайн. Перед заказом услуги можно удаленно сравнить цены проверенных страховщиков и даже провести небольшой тендер.