Противопожарное страхование в ТЦ и на складах: тенденции 2020–2021 гг.

По итогам 2020 года страховщики отметили прирост сборов по договорам страхования имущества юридических лиц в среднем на 18–22%. В первом квартале 2021-го эта динамика сохранилась. По меньшей мере, топ-10 страховых компаний фиксировали прирост на уровне 20–25%.

На долю противопожарного страхования в этом портфеле приходится почти треть. Причем страхование торговых центров формирует более 60% каталога заключенных договоров страховки на случай пожара.

Доля страхования ТРЦ от пожара растет

В целом, по предварительным оценкам лидеров, проникновение в этой нише уже достигло 80%. Даже в апреле 2020 года – в самый сложный «пандемический» период, когда многие ТРЦ вынуждены были закрыть свои торговые залы, – доля перезаключаемых ими договоров снизилась с 85 до 50%.

Уже к маю она снова возросла до 65% с небольшим. Все это позволяет сделать простые выводы:

  • история «Зимней вишни», «Синдики», «Хромой лошади» не остались без внимания владельцев торговой недвижимости, страхование ТЦ становится нормой;
  • большинство страхователей сосредоточились вокруг лидеров рынка, отдав предпочтение продлению страховых договоров, а не заключению новых в поисках более выгодных цен;
  • количество заключенных страховок на случай пожара в торговых центрах растет, несмотря на слабо прогнозируемую экономическую ситуацию.

Негативные тенденции сохраняются

Это плюсы. Есть и минусы. В частности, количество происшествий, связанных с пожарами и задымлением, продолжает увеличиваться. Совсем недавно в Санкт-Петербурге имел место очередной инцидент с многомиллионным (а возможно, и многомиллиардным) ущербом на площадях «Невской мануфактуры».

По мнению экспертов, причина такой негативной динамики – во всецелом расчете страхователя на услуги страхования торговых помещений. Многие предприниматели (владельцы складских и торговых помещений) уверены, что одного только заключенного полиса достаточно, чтобы предотвратить серьезные потери и страшные последствия с гибелью людей.

Тем временем страховщики настаивают: страхование помещений от пожара и ответственности владельцев перед посетителями на случай подобных происшествий – это лишь крайняя мера. Она работает, когда все остальное оказывается неэффективным. Этому же «всему остальному» нужно уделять не меньше внимания.

Профилактика пожара

О чем речь? Страховщики называют эту этот показатель рискозащищенностью. И его уровень в российских торговых центрах, по мнению экспертов, остается низким. Хотя сами страховые организации прикладывают немало усилий, чтобы стимулировать владельцев помещений принимать меры противодействия огневым рискам. В том числе, с целью заключения договора страхования помещений.

Что, по мнению представителей страхового сообщества, нужно делать перед обращением за страховой услугой:

  • провести мониторинг коммуникаций (в первую очередь – газоснабжения и электропроводки) на предмет исправности;
  • установить современную систему пожарной сигнализации и пожаротушения в соответствии с материалами отделки и конструкций;
  • применять (в практике ремонтов, перевооружений, модернизации) качественные противопожарные технологии;
  • внедрить стратегию контроля рисков возгораний.

Все это не только минимизирует угрозы для бизнеса, но и позволит оформить страхование нежилых помещений от пожара по оптимизированной цене.

Сложный вопрос ценообразования

Вопрос стоимости страхового полиса, к слову, остается актуальным. В первую очередь потому, что резервов, формируемых страховщиками, де-факто недостаточно при текущем уровне убыточности.

Простой пример, предложенный представителем одной из страховых компаний: в России функционируют чуть больше двух тысяч крупных сетевых торговых центров. При средней страховой премии в один миллион рублей они «формируют» страховой резерв, едва превышающий два миллиарда рублей. По оценкам уже подробно разобранных страховых случаев, ущерб в ТРЦ после серьезного пожара составляет 4–6 млрд рублей. То есть вдвое (минимум) превышает объем собираемых средств по договорам страхования недвижимости от пожара.

В таких условиях вполне логичным выглядит подорожание страховых полисов. И рано или поздно оно будет иметь место, хотя сегодня страховщики искусственно держат тарифы, чтобы сохранить свою долю на рынке.

Управление ценой страхового полиса

Исключение после корректировки цен сделают именно для тех, кто покажет работу над повышением уровня рискозащищенности. Кроме того, эффективная экономия при заключении договора противопожарного страхования недвижимости будет по-прежнему возможной на сайте СА «GALAXY страхование», где страхователь сможет сравнить ставки крупнейших страховщиков, сформировать оптимальное покрытие и выбрать самую привлекательную программу. А потом – подать заявку на страховку онлайн, и сэкономить не только деньги, но и массу времени.