Недавно Госдума дала наконец ход законопроекту, который призван расставить точки над i в страховании грузов перевозчиком и экспедитором. Нельзя сказать, что его окончательное принятие станет революционным для сегмента, но жизнь транспортным компаниям точно упростит. И количество заключенных договоров страховки с большой долей вероятности увеличит. Правда, вместе с этим количеством может увеличиться и стоимость страхового продукта с теперь уже гарантированной законностью.
Что это значит для страхователя, который впервые планирует оформить договор страхования ответственности при перевозке грузов? Что ему полезно разобраться в практике ценообразования на этом поле рисков и факторах, определяющих расценки страховых организаций.
О продукте
Страхование ответственности транспортных компаний – покрывает риски для груза по вине перевозчика и убытки получателя из-за ошибок работника перевозочной организации. Обычно распространяется:
- на задержки доставки;
- порчу продукции на таможне;
- недостачу при приемке.
Факторы влияния на цену страхования грузоперевозчика
Учитывая невысокую убыточность данного вида страхования в России, стоимость полиса остается более чем приемлемой и зависит от пяти ключевых факторов:
- типа доставляемого груза;
- маршрута перевозки;
- интенсивности работы страхователя;
- программы покрытия;
- страхового профиля машин перевозчика и его самого.
Основной фактор косвенного влияния на цену – наличие смежных продуктов. Стоимость страховки ответственности перевозчика снижается или остается на доступном уровне, если страхователь работает со страхованием КАРГО, использует каско для машин и т. д.
Грузы и маршруты
У каждого страховщика есть свой список наиболее опасных грузов и набор маршрутов, которые считаются высокорисковыми. К первому обычно относятся гаджеты, хрупкие товары, тяжелые автодетали (моторы, агрегаты, узлы), негабарит и изделия, которые вызывают повышенный интерес у потенциальных грабителей.
Наиболее безопасными (самыми дешевыми) в плане страхования ответственности перевозчика грузов и экспедитора остаются маршруты внутри Таможенного Союза, некоторые восточные направления и большинство европейских рейсов (Германия, Франция, Нидерланды). Самые опасные (дорогие, часто не покрываемые страховкой) пути лежат через территории стран, в которых наблюдается острый финансово-политический кризис или вооруженные конфликты (Африка, некоторые европейские страны, Турция).
Интенсивность работы
Под нагрузкой в контексте страхования ответственности грузоперевозчика понимают сочетание ряда факторов:
- объемов грузов, доставляемых всего за отчетный период;
- количества товаров, перевозимых за один рейс;
- числа рейсов в означенный отрезок времени;
- регулярность поездок;
- стабильность нагрузки (насколько сильно отличается объем доставок в прошлом и нынешнем году).
Чем выше загрузка страхователя, тем дороже обойдется полис. При этом на его стоимость положительно влияет стабильность графика выездов и возвращений машин в последние 2–3 года.
Программа покрытия
В части покрытия все довольно просто. При расчете лимитов существует прямая математическая зависимость между ценой страховки и стоимостью партии груза. Плюс результат расчетов можно откорректировать с помощью франшизы, установленной отдельно по рискам повреждений товаров и их недостачи, задержки и т. д.
Страховой профиль
Страхование гражданской ответственности перевозчика грузов и их экспедитора имеет большой плюс по сравнению с большинством имущественных полисов. При его тарификации учитываются подтвержденные документами данные о работе страхователя за последние 2–3 года. Это значит, что, даже заключая договор страховки впервые, можно рассчитывать на минимальный тариф (необязательно подтверждать свою надежность годами сотрудничества).
Что его гарантирует:
- отсутствие незакрытых судебных разбирательств с заказчиками;
- минимальное количество исков, поданное на перевозчика его клиентами в последние годы;
- невысокая аварийность марок применяемых грузовиков (согласно общей статистике по региону и стране).
Цена страхования и способы управления ей
Нельзя гарантировать, что после официального узаконивания практики страхования транспортной компании (ее ответственности за грузы) стоимость полиса гарантировано вырастет. Но опыт показывает, что вероятность развития такого сценарий высока. И в случае подорожания страхового продукта особенно полезным станет сервис СА «GALAXY страхование», который дает возможность удаленно в любой момент сравнить тарифы проверенных страховщиков, выбрать самый выгодный вариант и подать заявку онлайн.