Рынок страхования грузоперевозок. Основные тенденции и направления

События последних лет значительно изменили рынок российского страхования. Речь, в частности, про уход ряда крупных мировых компаний, среди которых, например, Allianz, часть из них был продана местному менеджменту. При этом рынок страхования грузов в России оставался одним из самых стабильных на фоне сохранения общего уровня интенсивности внешнеэкономической деятельности.

Так, в 2021 году общий сбор страховых премий составляет 24,2 миллиарда рублей, увеличившись на 21,4% по сравнению с предыдущим ковидным годом. Одновременно выплаты по страховым случаям в течение года составили 7,6 миллиарда, что уже в 2,5 раза выше показателей 2020 года. В 2022 году ситуация серьезно поменялась. Так, сборы по этому сегменту страхования подросли до 29,6 миллиарда, а объем выплат сократился на 48%, что повысило общую прибыльность деятельности по этому направлению. Подобная ситуация была связана с определенной перестройкой логистических цепочек, увеличением расстояний доставки, временными затруднениями, что привело к уменьшению числа перевозок.

По итогам 2023 года объем может составить (пока цифры не обнародованы официально) 38,2 миллиарда с потенциалом быстрого роста до 110 миллиардов уже через 3-4 года. Впрочем, для последнего участникам рынка понадобится решить несколько проблем, про которые речь пойдет ниже.

Статистика показывает, что страхование грузов востребовано как владельцами товаров, так и непосредственно экспедиторами, перевозчиками. Последние обращаются в страховые компании, так как это эффективный инструмент, позволяющий защитить интересы организации во время ведения профессиональной деятельности, сохранить ее финансовую стабильность при наступлении нештатной ситуации. При этом очень популярными сегодня становятся программы по страхованию доставки в рамках «последней мили». Речь про небольшие партии товаров, которые перевозятся уже конечному потребителю курьерами.

Основные направления страхования грузов

Традиционно основной объем грузов приходится на транспортировку автомобильным транспортом, что определило популярность этого типа страхования. Одновременно активно развиваются и другие виды грузоперевозок, которые обусловлены в первую очередь общей перестройкой логистики. Здесь отметим несколько фактов:

  • объем перевозки по воздуху в Калининград вырос в несколько раз;
  • авиаперевозки активно меняют направление на Восток, обеспечивая быструю доставку;
  • открыто несколько новых маршрутов перевозок по Морю в КНР и Индию;
  • объем перевозок по железной дороге в восточном направлении впервые превзошел западное.

Одновременно есть ряд сложностей, которые затрудняют развитие рынка страхования грузов. Речь не только про возможные экономические сложности и потенциальные риски, но и ряд ключевых проблем, которые не решены до сих пор либо решаются достаточно медленно. Рассмотрим основные моменты.

Недостаток информации у потенциального клиента о необходимости страхования

Далеко не каждый владелец груза понимает необходимость оформления страхования, отказываясь от подобного предложения. В итоге, потеря или повреждение груза во время перевозки, финансовые последствия могут быть очень большими, приведя к серьезным потерям, а для небольшой компании это может закончиться банкротством. При этом чаще всего проблемы касаются срыва сроков поставки, что ведет к необходимости выплаты штрафов, неустоек, наличию упущенных выгод. Среди примеров размеров возмещения приведем страховой случай, когда при перевозке автомобильным транспортом были повреждены силовые трансформаторы, что привело к выплате суммы в размере 31,5 миллиона рублей. Также в недавней истории есть факт компенсации за повреждение рыбной продукции в размере 7,5 миллиона рублей.

Наиболее востребовано сегодня страхование грузов среди компаний Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, что логично, ведь эти города остаются самыми крупными экономическими центрами страны. Наиболее популярен подобный продукт среди российских и зарубежных компаний, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью, где предполагается по умолчанию перевозка товаров на значительные суммы. Среди видов популярных грузов остается всевозможное технологическое оборудование, транспортные средства, продовольствие, разные товары народного потребления, включая бытовую технику, электронику, фармацевтическая продукция.

При этом статистика показывает, что основная часть клиентов приобретает страховку с максимальным покрытием всех типов рисков. Речь про полную или частичную гибель, повреждения грузов, разбойное нападение, грабеж, кражу. Достаточно часто подобные полисы имеют дополнительные риски, которые характерны для определенных типов перевозимых товаров, вида транспортировки. В частности, при морской доставке груза речь может идти про следующие риски:

  • пожар или взрыв на борту;
  • затопление судна;
  • смыв груза за борт или его выбрасывание с целью спасения судна;
  • промокание груза;
  • рефрижераторный риск для грузов, требующих поддержания определенного температурного режима;
  • нештатные ситуации на этапе выполнения любых портовых работ.

Серьезные юридические проблемы

Достаточно часто одной из проблем, которая не позволяет наращивать объем страхования грузов и проникновение подобных предложений в логистику остается отсутствие нормы обязательного страхования. При этом существуют серьезные юридические тонкости, позволяющие возить груз на свой страх и риск. Одновременно не существует единообразной нормативной базы в данном направлении непосредственно на глобальном уровне. Это дополнительно усложняет общую ситуацию, не позволяет оптимизировать все процессы, не способствует сокращению числа споров между страхователем и компанией.

Недостаточная цифровизация

Сегодня в логистике и страховании главным трендом остается цифровизация и автоматизация. В России идет этот процесс очень медленно, что не позволяет обеспечить высокую эффективность и доступность предложений страховых компаний для логистических компаний. Одновременно уже по данным самих страховых компаний только за счет цифровизации за 2022 году время первичной обработки претензий со стороны клиентов сократился в два раза. По оценкам экспертов, если перевести все бумажные дела в цифру, то стоимость страхового полиса для конечного клиента может снизиться до 20%. На этом фоне становится актуальным вопрос создания в данном направлении современной продвинутой платформы для проведения страховых операций. В итоге подобное сделает российские страховые компании более конкурентоспособными на мировом рынке, что актуально для ведения внешнеэкономической деятельности.

От чего зависит стоимость страхования грузов

В общем случае, стоимость полиса зависит от следующих факторов:

  • размер лимита ответственности;
  • номенклатура и специфика перевозимого груза;
  • маршрут доставки с учетом протяженности, территории стран;
  • вид страхования;
  • актуальная статистика по убыткам;
  • вид транспортного средства, количество и наличие перегрузок;
  • срок действия страхового полиса;
  • количество необходимых транспортных средств;
  • наличие франшизы, которая снижает стоимость полиса, но одновременно перекладывает часть финансовой ответственности на клиента.

Вне зависимости от ситуации мы сможем подобрать оптимальное по стоимости предложение страхования груза, не зависящее от его специфики, пунктов отправки и назначения. Подобное становится возможным за счет нашего опыта работы в данной сфере, наличия в качестве партнеров крупнейших российских страховых компаний, которые специализируются на этом направлении.