Рынок страхования грузоперевозок: остановка роста временная

Российский рынок страхования грузоперевозок снизил темпы сборов на 4% и повысил объемы выплат на 12%. Настораживающую тенденцию I полугодия 2017-го отметили все ключевые участники сегмента. Но строить пессимистичные прогнозы в отношении одного из самых востребованных корпоративных продуктов пока рано, – уверены эксперты.

Вынужденная остановка перед взлетом

Падение темпов роста в страховании груза при перевозке – тот случай, когда «затишье» случается перед «бурей». Только «бурей» в данном случае будет новый бум активности страхователей и переход на принципиально более высокий уровень эффективности продукта.

Подтверждает данные предположения и текущая ситуация на рынке перевозок грузов.

  1. Растет экспорт. За первое полугодие положительная динамика в сегменте несырьевого неэнергетического экспорта составила порядка 20% (эти показатели были озвучены в рамках Восточного экономического форума).
  2. В страховании грузоперевозок полным ходом идет обновление программ – переписываются системы скорринга, развиваются «школы» профессиональных андеррайтеров.
  3. В грузоперевозках активно внедряются интеллектуальные IT-решения. Только в 2016–2017 гг. на «умные» технологии перешли более 60% крупнейших транспортных компаний с российской регистрацией.

Несмотря на многочисленные анонсы повышения цен в 2016 году, более половины страховых компаний сохранили уровень тарифов по страхованию грузов на прежнем уровне. И это тоже показатель стабильности, который «сыграет» на рост всего сегмента уже в 2018-м.

На подходе «умное» страхование грузов

Более того, на фоне заниженной стоимости КАРГО ожидается ее оптимизация – возможность для отдельных страхователей корректировать цену в меньшую сторону. Это уже возможно в некоторых СК, но пока не стало заметным трендом рынка.

Основной инструмент уменьшения стоимости страховки груза – внедрение интеллектуальных технологий. Речь не только о сегменте транспортных услуг, но и о практике страхования их безопасности.

Многие грузоперевозчики отлаживают системы эффективного взаимодействия со страховыми партнерами на базе:

  • программ удаленного обмена данными;
  • систем электронных страховых историй;
  • алгоритмов постоянной передачи актуальных параметров логистики груза.

«Умное» страхование транспортных перевозок позволит снизить цену финансового сопровождения каждого рейса и улучшить процесс урегулирования проблемных случаев. Для страховщика это гарантия минимальных расходов, для страхователя – эффективный инструмент перераспределения рисков.

Массовый переход СК на IT-технологии ожидается в следующем году. Отдельные участники рынка уже активно отрабатывают и применяют телематику, приложения, дронов в страховании грузовых перевозок . Ожидается, что именно результаты их «экспериментов» лягут в основу нового подхода к обеспечению сохранности груза.

Смена маршрутов приведет к дифференциации цен в КАРГО

Еще одним драйвером роста в сегменте станет развитие новых направлений экспорта, включая неэнергетический несырьевой экспорт. Как отметил глава Росэкспоцентра Алексей Тюпанов на последнем Форуме, сегодня одним из массовых направлений становится Азиатско-Тихоокеанское.

Для отечественного сегмента страхования груза при международной перевозке это пока не до конца изученные маршруты. Данных по объему реализованных рисков по ним мало. Потому и тарифы устанавливаются на среднем уровне.

По мере формирования истории доставок будет меняться стоимость страхования груза при перевозке:

  • в Индию,
  • в Китай,
  • в Северную и Южную Корею,
  • во Вьетнам и другие направления, уже отнесенные к стратегически важным.

Единый Институт поддержки экспорта: страховщики «на старте»

Единственная сложность, которая мешает запустить программу дифференциации цен на страхование грузов, экспортируемых в разные страны Тихоокеанского региона, – отсутствие четкой программы взаимодействия страхового сегмента с РЭЦ. В едином Институте поддержки экспорта уже собраны ключевые участники процесса товарооборота, к 2019 году они должны обеспечить поддержку более чем 7500 экспортеров. Но на диалог с крупными страховщиками РЭЦ пока не вышел. Хотя такое сотрудничество объективно необходимо и несет массу перспектив всему сегменту.

Эксперты уверены, что данное «узкое место» будет устранено до конца года. Во-первых, потребность экспорта в сопровождении страхования транспорта грузов уже имеется. Во-вторых, сам страховой сегмент проявляет немалую заинтересованность в таком сотрудничестве.

Будущие тарифы КАРГО под вопросом. Но есть условия страховки, которые останутся обязательными для всех держателей полиса. Это надежность страховщика, с которыми сотрудничает транспортная компания.

В СА «GALAXY страхование» уже сформирован портфель проверенных СК, которые принимают самое активное участие в переходе на новый уровень работы с рисками грузоперевозок. У нас на сайте можно отслеживать новые предложения разных организаций, сравнивать их расценки и удаленно подавать заявку на партнерство – быстро, выгодно и с гарантиями качественного покрытия.