Смена вектора и ожидаемый рост премий в сегменте грузоперевозок

В 2023 г. рынок страхования грузов полностью утратил присущую ему прежде стабильность, о чём говорят данные прошедшего года. Изменение маршрутов, географии, логистики, цен и структуры грузоперевозок стали тем эпицентром, на котором сфокусировали взгляд грамотные эксперты, ожидающие органического роста страховых сборов в новом году.

Ожидаемый рост премий

В 2023 году рост страховых сборов был вызван конкретными причинами. На первом месте стоит возросший объём LTL-перевозок, то есть сборных грузов. Именно на этом сегменте было сфокусировано российское страхование. Сборный груз обходится заказчику на порядок дешевле, этим и объясняется его высокий спрос.

Важно учитывать, что сегодня по-прежнему превалируют автоперевозки. На их долю приходится до 70% всех транспортируемых грузов на территории РФ и за её пределами.

На втором месте — рост цен. Это связано с изменением курса валют и переоценкой самих грузов. Страховые полисы на этом фоне также подорожали. То есть причина роста вполне очевидна — страховые премии выросли из-за кризиса. Органическим назвать подобный рост премий нельзя. В 2024 году эксперты ожидают изменения ситуации, апеллируя такими аргументами, как:

  • объёмы грузоперевозок после адаптации будут расти (предположительно на 5 - 7% в год);
  • после перехода на электронные накладные (процесс активизировался) рынок станет более «прозрачным»;
  • грузовладельцы постепенно и планомерно отказываются от собственных автопарков, предавая полномочия транспортным компаниям;
  • наблюдается рост розничной торговли;
  • стала очевидной экспансия торговли в регионы;
  • рост страховых портфелей российских СК на фоне отказа в предоставлении услуг иностранными страховщиками также стал очевидным.

То есть постепенно неорганический рост премий переходит в разряд органического. Об этом говорят и цифры, предоставленные ведущими страховщиками РФ:

  • у одних сборы по страхованию выросли на 60%;
  • у других портфель по защите грузов увеличился в 2,5 раза;
  • у кого-то увеличилось число генеральных договоров с ростом премий на 40% и пр.

Однако в перспективе подобного роста ожидать не стоит. И всё по той же причине — переход неорганического типа в органический. То есть процесс объективно будет замедлен. Да, стабилизация произошла, объёмы распределились более-менее равномерно, логистика устоялась. Но если российским властям удастся сбить рост инфляции, сборы станут меньше прежних, поскольку цены на энергоносители сократятся, и стоимость закупаемых товаров будет ниже. То есть сборы уменьшатся в связи со стабилизацией ситуации в стране.

На что же опираются страховщики в прогнозах, и на что возлагают свои надежды:

  • органический рост страхового портфеля;
  • неизменность политики в отношении тарифов;
  • сохранность динамики роста в целом по рынку;
  • увеличение роста страховых сумм в соответствии с текущей инфляцией.

Реальная картина в сегменте грузоперевозок

Ряд спикеров считает, что любая аналитика в сложившихся условиях неспособна себя оправдать. Недопустимо сравнивать данные последних двух лет, поскольку совершенно очевидно, что они некорректны. Это относится к тому отрезку времени, который начался в 2020 году вместе с пандемией и продлился вплоть до начала 2024 года, то есть до текущего момента. Говорить о перспективах, основываясь на этих данных, по их мнению, недопустимо. Это плохая база для прогнозов, т. к. период этого времени сугубо нетипичен. На фоне постоянного колебания валют картина становится ещё более необъективной.

То есть ситуация в страховом сегменте остаётся волатильной вплоть о настоящего времени. Поэтому планировать, опираясь на текущие прогнозы, следует с большой долей осторожности. Это относится не только к долгосрочной, но и к ближайшей перспективе, не выходящей за рамки текущего года. До сих пор продолжает меняться клиентская база, в других категориях также отсутствует какая-либо устойчивость. Поэтому внимание страховщиков большей частью сфокусировано на изменяемости рынка с целью выявления потребностей клиентов. Только таким образом можно предложить реальную и эффективную защиту от возможных убытков, связанных с опасностью и разного рода случайностями во время грузоперевозок.

Тарифы, убытки и цены

По данным открытых источников, уровень страховых выплат в сегменте грузоперевозок за 2023 год серьёзно вырос. Об этом говорят цифры — 20,6% в 2023 году против 13,4% в 2022. Что логично, поскольку сам рынок за этот отрезок времени также изменился. Это подтверждают возросшая себестоимость грузоперевозок и складирования товара. Однако на этом фоне качество самих перевозок снижается, что подтверждают эксперты. И здесь причины очевидны:

  • сложные и длинные цепочки международных поставок;
  • устаревший автопарк грузовой техники, нуждающийся, но не получающий должной поддержки;
  • отсутствие конкуренции в сегменте мировых логистов;
  • дефицит кадров.

В совокупности это влияет не только на убыточность СК, но и на качество грузоперевозок. Поэтому страховщики вынуждены повышать тарифы. Пока они делают это точечно, только в отношении тех сегментов, которые провоцируют высокую убыточность. В остальных случаях на повышение влияет стоимость перевозимого груза.

Все перечисленные выше факторы (валюта, логистика, маршруты, возросшие цены, смена партнёров, геополитическая ситуация, новые продукты страхования и пр.) увеличивают риски грузовладельцев, что отражается на повышении страховых выплат. СК учитывают и расширение покрытия, ставшего очевидным в современной реальности. Однако ключевым фактором по-прежнему остаётся стоимость самого груза. Многое здесь зависит и от выбора условий страхования. При этом стоимость страхования выросла и для тех компаний, которые используют программную, то есть зонтичную защиту (своеобразное дополнение к основному покрытию за небольшие деньги). Но у повышения тарифов есть и «тормоз». Это та конкуренция, которая не сдаёт своих позиций, оставаясь на прежней высоте. Поэтому предполагают, что если валютный курс стабилизируется, ставки могут упасть.

Важно понимать, что в страховании грузов актуальны законы средних показателей и статистики, поскольку при относительно невысоких страховых выплатах предельно велико количество перевозок.

Смещение вектора перевозки грузов на Восток

Восточное направление сегодня стало априорным. Китай, Турция, Иран стали основным вектором российских грузоперевозок. Значительно выросли объёмы транспортировок в направлении стран СНГ. Одновременно растут обороты параллельного импорта, хотя очевидно, что этот рост не может быть вечным. Слишком уж много сложностей с ним возникает. Длительность транспортировки, повышение валютного курса и стоимости страховки — всё это влияет на конечную стоимость импортируемого товара. В результате она может стать неподъёмной для потребителя, что повлияет на спрос и уровень товарооборота. Априори снизится и объём страхования таких грузов.

Частично это позволяет сделать заключение, что внутри страны грузоперевозки не претерпели существенных изменений, иными стали лишь международные потоки. В текущем году тенденция сохраниться. Анализируя географию действующих договоров, страховщики РФ утверждают, что она же будет актуальной и в 2025 году.

Важное дополнение: поскольку импорт из Европы существенно сократился, количество автомобильных перевозок снизилось по сравнению с 2022 годом. Теперь их компенсируют мультимодальные перевозки из дружественных стран. Важно, что именно на этом фоне российские СК всё чаще стали страховать морские грузоперевозки.

Резюме

Страховым компаниям РФ удалось адаптироваться в новых реалиях. Тенденции роста намечены и планомерно воплощаются в жизнь. Негатив постепенно вытесняется «за кадр», а страховщики обновляют свои портфели. Сегодня в сегменте грузоперевозок в приоритете страхование ответственности перевозчика. Такое решение направлено на защиту интересов всех участников страховых