Спрос на страхование грузов растет

Компании России продолжают фиксировать рост спроса на страхование грузов весь 2023 год по сравнению с предыдущим. Так, сборы компании «Абсолют страхование» по этому направлению, по словам топ-менеджера организации, только за первое полугодие подскочили сразу на 60% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. За январь-июнь премии компании оценивается порядка 500 миллионов рублей, хотя годом ранее цифра составляла немногим более 310.

Аналогичную положительную динамику показывают и другие страховые компании. Так, «Спасские ворота» за этот период заключило 125218 реальных договоров, что также означает рост в физическом значении на 50%. При этом размер собранных премий, по словам главы профильного департамента компании Татьяны Костиковой, подрос на 79%, достигнув суммы в 340 миллионов рублей.

«Абсолют страхование»: расширяется спектр страхуемых грузов

Компания «Абсолют страхование» специализируется на страховании грузов и отмечает, что среди причин роста популярности подобного направления:

  • уход западных компаний из России на фоне санкционного режима;
  • увеличение курса доллара и евро, который вырос на 40+ процентов за 2023 год;
  • изменение спектра групп импортируемых товаров;
  • резкая корректировка географии доставки.

Значительную долю в компании «Абсолют страхование» заняли традиционные импортные товары. Речь про лекарства, бытовую и медицинскую технику, электронику. При этом существенную долю роста сформировали страховки автомобилей, которые ранее выпускались в значительной степени в России, а сегодня все чаще поступают из Китая. Если говорить про товарные сегменты, то наибольший рост страхования грузов зафиксирован по следующим позициям:

  • мобильные телефоны;
  • планшеты;
  • медикаменты;
  • парфюмерия;
  • косметика;
  • электронные компоненты.

Подобные цифры, по мнению вице-президента компании «Абсолют страхование» Виктора Кривошеева, не связны с санкциями и низкой базой 2022 года. Тогда вся перенастройка логистических цепочек заняла порядка одного-двух кварталов и объем сборов страховой премии восстановился достаточно быстро, а рост по итогам первого полугодия 2022 года относительно 2021 составил 26%. Поспособствовала этому и ориентация компании скорее на перевозку грузов в пределах страны, но сегодня все более значительную роль играет внешняя торговля. Еще одной причиной быстрого развития рынка страхования груза, по мнению топ-менеджера, стал рост цен на перевозимую продукцию. Последнее связано одновременно с влиянием инфляционного фактора и снижения курса российского рубля к другим валютам.

Статистика страхования грузов от ВСК

Страхования компания ВСК подтверждает рост по указанным группа, отдельно приведя несколько цифр по значениям увлечения спроса:

  • автомобили и запчасти к ним – 32%;
  • товары народного потребления – 21%;
  • мебель и другие товары интерьера – 15%;
  • обувь и одежда – 13%.

Данные цифры подтверждает статистика и других опрошенных различными СМИ страховых компаний, а также их официальные пресс-релизы. Например, вице-президент «Ренессанс страхование», которая остается одним из лидеров в этом сегменте, Владимир Тарасов высказал мнение, что объем страхования промышленных грузов в 2023 году вырос примерно на 10% относительно показателей предыдущего года. Одновременно сложно предполагать продление подобной динамики в долгосрочный промежуток времени. Причина в завершении перестройки логистических цепочек и можно говорить про естественный уровень роста с учетом экономической ситуации.

Немного статистики по страхованию грузов за первое полугодие 2023 года

Пока еще не подведены итоги за год и есть статистические сведения за первых шесть месяцев, которая может быть интересной (вся информация представлена на основании данных Центрального банка):

  • средний размер премии в целом по сегменту страхования груза составил 3600 рублей, увеличившись на 18,9%;
  • средняя величина выплаты по возмещению ущерба составила 68400 рублей, что выше показателей 2022 года на77,4%;

В итоге размер выплат в этот период составил 20,6%, хотя годом ранее он находился на уровне 13,4%.

Лидером в сфере страхования грузов стал Ингосстрах, который собрал премий на 3,2 миллиона рублей, заняв 18% всего рынка в данном сегмент. При этом размер выплат по страховке достиг у Ингосстрах 1,9 миллиарда рублей, что составило 53% от общего объема.

Суммарный объем полученных средств в рамках премий по страхованию грузов за первых шесть месяцев 2023 года составил 17,5 миллиарда рублей, что на 28,55% выше аналогичных показателей 2022 года.

Одновременно фиксируется, по данным компании «Совкомбанк страхование», увеличение долгов грузовладельцев в общей доле клиентов в данном направлении. Одним из поводов для этого стала инициатива со стороны перевозчиков по лимитированию объема их ответственности за сохранность груза при использовании весовых лимитов, что реализовано традиционно в мировой практике. Второй причиной стала цифровая трансформация логистики, которая привела к появлению услуги страхования грузов операторами в качестве дополнительного сервиса.

Каковы перспективы развития рынка

Подавляющее большинство экспертов сходится на том, что в будущем можно ожидать роста ставок по страхованию грузов, а также объема выплат, возможность роста курса, вероятность увеличения частоты реализации рисков.

Одной из причин роста последних стало изменение направления перевозок. Ранее основной объем грузов в Россию поступал из европейских стран, где дороги качественные, а поставщики обеспечивают должную упаковку и крепеж груза. Сегодня основной товарный поток идет из таких стран, как Китай, Турция, Иран, Индия, где уровень дорожного покрытия, качество погрузки значительно ниже. В итоге, все товары при доставке проезжают большее расстояние, что повышает вероятность повреждения грузов.

Одновременно с этим сложно ожидать столь резкого роста объема страхования груза. Можно скорее говорить про органический нормальный рост в пределах 5-7% относительно 2023 года. Впрочем, подобное возможно только в случае, если сохранятся общая благоприятная макроэкономическая обстановка в стране.

Глава отдела транспортного направления работы в компании «Абсолют Страхование» Антон Чернигов сообщил, что сегодня серьезно поменялась география поставок и все чаще она включает в качестве стран отправителей Индию, ОАЭ, Иран, Китай. При этом практически пропали поставки из стран ЕС либо США за исключением медицинской техники и лекарств. При этом ощущается рост перевозок в рамках параллельного импорта. Его объем, по мнению Антона Чернигова, в 2024 году останется на прежнем уровне либо чуть-чуть вырастет еще.

Эксперты компании ВСК также предполагают расширение востребованности страхования грузов при поставках товаров из Турции, Грузии, Ирана, Китая. При этом ожидать восстановления перевозок со странами Скандинавии, Западной Европы, Балтии не стоит в течение 2024 года по понятным причинам.

Что охватывает страхование груза

Данный вид страхования направлен на покрытие убытков за повреждение либо гибель груза в результате наступления одного из следующих случаев:

  • разбойное нападение;
  • кража;
  • забастовки и военные действия;
  • ДТП;
  • иные случайности и опасности, возникающие во время перевозки.

Страховой полис возмещает как непосредственно убытки из-за гибели либо повреждения груза, так и его ремонт, затраты на спасение, проведение экспертизы. Размер ставки за оформление полиса зависит от вида груза, типа его упаковки, маршрута перевозки, присутствия перегрузок, итоговой стоимости, объема, наличия охраны при сопровождении, других факторов. В итоге цена составляет 0,02-0,3% от стоимости груза.