Страхование экспедитора на пальцах: нюансы, недосказанности, программы

По страхованию экспедиторов в России вопросов пока больше, чем ответов. Хотя на 2019 год намечено несколько мероприятий на самом высоком уровне, посвященных решению законодательных сложностей с работой данного страхового продукта. До того же момента, как важные решения будут приняты, действующие на территории РФ экспедиторские компании должны понимать, как им работать.

Страхование экспедитора и перевозчика

Первое, что в рамках данной страховой программы надо понять, касается самого определения. Многие отождествляют экспедиторскую страховку с полисом для перевозчика. Это не совсем верно по двум причинам.

  1. Не все перевозочные компании работают с внутренним штатом экспедиторов. Когда его нет, базовая ответственность за груз (в понимании заказчика) лежит именно на экспедиторе. То есть клиент при возникновении проблем пойдет именно в экспедиторскую организацию, которая, в свою очередь, уже будет решать финансовые вопросы возмещения с грузоперевозчиком. Это разные уровни ответственности.
  2. Область работ экспедитора и транспортника отличается.

Да, страхование экспедитора сегодня осуществляется на условиях, аналогичных страхованию ответственности транспортной компании. Но список случаев, которые могут квалифицироваться как страховые, в договорах совершенно разный. Как и степени ответственности, и описанные в страховом контракте взаимоотношения между участниками рейса. Это нужно знать, чтобы правильно вычитывать правила страховки.

Рисковое покрытие по программам для экспедиторов

Рисковое наполнение полиса для экспедитора определяет формат договора. По наиболее распространенному (востребованному) страховому продукту (страхование ответственности за груз) обычно покрываются риски:

  • Повреждения товара в пути, на стоянке, при перегрузке, погрузке-разгрузке, если все перечисленные этапы доставки включены в контракт с исполнителем и оплачены заказчиком.
  • Утеря груза.
  • Мошенничество водителя или субподрядчика (ущерб, нанесенный грузовладельцу, в результате сговора лиц, к которым экспедиторская компания не имеет прямого отношения).
  • Нарушение графика поставок (задержки рейса).
  • Порча или недостача продукции, вверенной экспедитору.

Дополнительно некоторые страховщики (их совсем немного, если считать тех, кто готов в итоге заплатить по оговоренным рискам) включают в программу:

  • таможенные процедуры (своевременную подачу документов, оплату пошлин, правильное оформление таможенных деклараций и т. д.);
  • профессиональную ответственность сотрудников логистического центра (ущерб заказчику, причиненный неумышленно в результате ошибки диспетчера, оператора, разработчика маршрута).

Доступные программы

Для того же тендера, который де-факто закрыт для экспедитора без страхования, используется программа страховки ответственности по договорным обязательствам. Она же является камнем преткновения интересов страховщиков и страхователей. Это из-за неточности в ГК РФ (пресловутая ст. 932), который де-юре отменяет законность любого договора подобного страхования для экспедитора.

Но данный вид полиса не ограничивает возможности страхователя.

  • Возвращаясь к необходимому страховому покрытию для тендера, получить его можно в одном из двух вариантов.
    • Первая программа классического страхования ответственности за исполнение договора. При грамотном выборе страховщика (если он готов платить по счетам) она сработает, особенно для участников рынка международных перевозок.
    • Альтернатива – CMR-страховка международного образца.
  • Еще один вид финансовой защиты экспедитора – стандартный полис страхования ответственности перед третьими лицами. Он покрывает риски ущерба, причиненного посторонним участникам грузоперевозки или дорожного движения, складского дела, грузом, вверенным экспедитору. Работает на условиях доказанной вины последнего. Называется страхованием гражданской (гражданско-правовой) ответственности.

Виды страховых договоров

По принципу действия экспедиторский полис тоже делится на виды.

  • Наиболее распространенный вариант – страхование на период (год). По такому договору страхованием покрываются все случаи, квалифицированные как страховые за 12 месяцев работы. Отчеты по количеству фрахтов отправляются страховщику с регулярностью, определенной правилами программы.
  • Самый затратный вид страховки – за каждую перевозку. Полис оформляется перед каждым выездом заранее (время подачи заявки согласовывается, нарушение сроков отменяет возможность обеспечить страховое покрытие).
  • Для компаний, которые оказывают комплексные услуги (транспортно-экспедиторские), существует вариант договора на каждую машину или все автомобили парка (подаются списком).

Экспедиторам, которые работают с арендаторами машин, полис будет оформить сложно. Все серьезнее страховщики требуют от них постоянный контракт с грузоперевозчиком или владельцем авто. В противном случае заявка на страхование отклоняется.