Страхование экспедиторской компании вне штата перевозчика

Страхование ответственности экспедитора в России осуществляется в двух вариантах: комплексного договора перевозки (когда один исполнитель осуществляет доставку и экспедиционное сопровождение груза) и полиса для сопровождающего (независимая экспедиторская компания). В обоих случаях есть нюансы заключения соглашения со страховщиком, о которых должен знать страхователь. Но во втором случае этих особенностей больше. Разберем их подробно.

Как это работает

Когда экспедитор осуществляет только сопровождение (без перевозки) груза, риск страховщика априори выше. Причина – дополнительное звено в цепочке обслуживания заказа на доставку, перевозчик. Чтобы снизить этот риск и получить адекватный тариф, экспедиторской организации необходимо:

 

  • Сформировать портфель постоянных исполнителей. Это могут быть владельцы грузового транспорта или фирмы, предоставляющие услуги грузоперевозок. Все подключенные транспортные компании должны быть официально зарегистрированы и иметь соответствующие разрешения (работать легально).
  • Заключить с партнерами долгосрочные (от 12 месяцев) договоры о сотрудничестве. В них может прописываться гражданская ответственность экспедитора, а может и не указываться. Данное обязательство предписано по умолчанию нормами закона (российского и международного). На документах должна быть печать обеих сторон и подписи уполномоченных лиц.
  • Предоставить страховщику перечень исполнителей с договорами о проведении регулярных или нерегулярных грузовых рейсов.

 

Важно понимать, что с экспедиторами, которые оперируют разовыми заявками, договорами, контрактами на сопровождение, страховщики работают редко. В особенности это касается внутренних российских перевозок. Страхование гражданской ответственности экспедитора (независимой от транспортника компании) по разовой заявке на международный рейс более вероятно.

Изменения в списке партнеров

При пополнении перечня постоянных долгосрочных исполнителей экспедиторской организации обязательно уведомление страховщика. Внутренними правилами последнего обычно установлены сроки и порядок такого уведомления, но требования по исполнению таких условий не являются жесткими.

Здесь нужно понимать одно: за сам факт сокрытия или непредоставления данных о новом перевозчике страховщик не станет штрафовать или иначе наказывать страхователя. Но если этот перевозчик попадет в проблемную ситуацию, отвечать за нее будет экспедитор.

Выплата компенсации

Согласно алгоритму, для выплаты возмещения по договору страхования ГПО экспедитора (независимого или в сети транспортной организации) нужно одновременное соблюдение двух условий:

  • факт нанесенного ущерба грузом или экспедитором;
  • реализация риска при осуществлении страхователем непосредственной профессиональной деятельности. То, что она договорная, в случае с гражданской ответственностью не имеет определяющего значения. Но если груз, например, пропадет или пострадает до подписания официального акта его передачи или в период, когда экспедитор занимается личными делами (и кто-либо сможет это засвидетельствовать), то страховка не сработает.

Как и в случае с полисом для перевозчика, страхование ГО экспедитора – это покрытие с выплатой на имя кого угодно. Но в ряде программ страховщики прописывают ограничения по выгодоприобретателям. Это нужно учитывать, оформляя финансовую защиту. Последняя, к слову, сегодня является требованием заказчика в 80% случаев при перевозке груза по России и в 92% случаев при международных доставках товара в популярном режиме «дверь-дверь».