Страхование экспортных контрактов растет, пока другие виды теряют в продажах

Одна из ключевых задач бизнеса, который по разным причинам не может перевести свою деятельность в онлайн в период массового ухода людей с улиц, – минимизировать потенциальные внеплановые расходы. Страхование коммерческих рисков, как способ снижения вероятности возникновения таких затрат, на реализацию этой важной задачи работает. И его возможные пользователи это понимают.

Яркая иллюстрация, подтверждающая истинность этого утверждения, – рынок страхования экспортных контрактов. Пока остальные виды страховых продуктов для бизнеса адаптируются к кризису, это направление продолжает рост. Плюс 20% продаж в 2019 году и уже рост в 8% в 2020-м – вот результаты ниши, по данным от ее участников.

И этот рост продолжится, – уверены эксперты. Причем с увеличением цен на фоне сокращения предложения. Что в такой ситуации делать тем, кому страхование предпринимательских рисков бизнеса – дебиторской задолженности – нужно обязательно?

Почему рынок вообще растет

Для начала надо разобрать сложившуюся ситуацию на обстоятельства, чтобы понять логику страховщика. Так, с момента объявления коронавируса пандемией, для сегмента страхования дебиторской задолженности наиболее важными факторами влияния стали:

  • ужесточение условий доставки экспорта (повышает экспортные риски поставщика);
  • развитие глобального кризиса (делает возможным банкротство даже тех компаний, что до этого были устойчивыми, оценить вероятность «зависания» дебиторской задолженности практически невозможно);
  • растущие риски самой экспортной отрасли (еще в 2019-м до пандемии и мер, с ней связанных, количество заявок на выплаты по страхованию финансовых рисков компаний от российских экспортеров увеличилось на треть).

Коротко по сути страховой программы

Напомним, страхование экспортных контрактов или кредитов – это мера финансовой защиты для компаний, которые отгружают продукцию на международном рынке продаж с отсрочкой расчета. Сам страховой продукт гарантирует компенсацию продавцу части стоимости его товара, которую покупатель не может вовремя выплатить (по прошествии сроков, установленных контрактом на поставку).

Одной из обязательных характеристик страхового случая по такому виду страхования финансовых рисков является подтверждение неплатежеспособности покупателя (второй стороны торгового контракта). Другими словами, страхование финансовых рисков экспорта срабатывает, только когда:

  • есть признание банкротства заемщика;
  • или есть результаты расследований (официальные заключения), которые подтверждают временную потерю финансовой способности покупателя.

Польза страхования налицо

По данным за 2019 год, на рынках, с которыми российские поставщики сотрудничают теснее всего, зарегистрировано более 30 тысяч банкротств. Общая сумма задолженности по выполненным экспортным поставкам составила миллионы тысяч долларов. Возвращены по итогам процедуры банкротства менее 3% этих долгов.

При таких обстоятельствах становится очевидным, что страхование торговых кредитов в кризис де-факто необходимо не только для сопровождения экспортных потоков. На внутреннем рынке, откуда по итогам «пандемического» кризиса ожидается уход более 40% участников, страховая поддержка тоже становится must have.

Тактика реагирования

Страховщики это понимают. Как понимают и то, что в практике страхования отсроченного платежа за поставки их риски продолжают расти. Эксперты ожидают, что этот рост уже во II половине 2020 года приведет к удорожанию страховых программ. По приблизительным подсчетам самих страховщиков оно составит от 3–5 до 10% по сравнению с сегодняшними расценками.

Что это значит для страхователя? Во-первых, при желании получить адекватную цену, ему уже сегодня стоит присмотреться к программам, которые можно сравнить на сайте СА «GALAXY страхование» (они от разных компаний с действующими тарифами, причем СК постоянно проверяются на предмет надежности, исполнительности и устойчивости).

Во-вторых, на будущие периоды следует закладывать в стоимость доставки более дорогие страховые бюджеты. В меньшей степени это касается тех, кто работает со страхованием экспорта по генполису.