Страхование грузоперевозок для грузовладельца на пальцах

На идеальном рынке транспортных услуг страхование грузоперевозок – стандартная статья сметы расходов на доставку. Увы, в реальности все иначе: в сегменте внутристранового транзита застрахованы только 10% грузов.

Это не российская статистика, а мировая. Более 80 миллиардов долларов – стоимость потерянных товаров в пути – это тоже мировая статистика, в нее вошли и развитые страны Европы, США, Канада и другие рынки, на которые РФ в практике страхового сопровождения привыкла ориентироваться.

Со страхованием международных перевозок ситуация обстоит несколько лучше. Оно оформляется более чем для 45% грузов. Но эксперты считают, что с учетом повышенных рисков дальней доставки этот охват критически мал.

В России при внутренних перевозках страхуется меньше 8% рейсов. Экспортные товары в 60% случаев едут со страховым полисом для груза. Потери в год оцениваются в 380 миллионов рублей. Доля застрахованных рейсов в общем объеме проблемных – менее 12%.

Последний факт явно демонстрирует: одно только наличие договора страхования грузов снижает многие риски. Хотя априори страховка не работает на их профилактику. Просто в последнее десятилетие крупные страховщики очень усилились в плане квалификации кадров отделов безопасности и расследований инцидентов. Благодаря этому те же случаи хищений по рейсам, для которых оформляется страхование перевозок грузов, раскрываются намного чаще.

Почему российские грузовладельцы по-прежнему не спешат страховать свои риски? Исследования показывают, что причина тому не отсутствие информации по статистике, эффективности страховки грузов при перевозке и т. д. Проблема в тарифах и правилах страхования. Ожидая, что страховщики затребуют слишком большой пакет документов или выставят «неподъемный» счет, многие даже не консультируются по этому вопросу.

Как убрать надуманный де-факто барьер? Очень просто: рассказать грузовладельцам (а не перевозчикам – многие эксперты уверены, что России пора уходить от практики оформления полисов только транспортными компаниями), как получить полис страхования.

Без чего страховки груза не оформить

Минимальный набор требований содержит те же пункты, что и стандартные правила доставки. Для оформления полиса страхования груза его владельцу нужно обеспечить:

  • пломбирование грузового отсека (это не работает на снижение тарифа, но позволяет снизить риски хищений в пункте назначения, что важно для СК);
  • маршрутный лист по всем правилам, включая оплату проезда по платным дорогам;
  • соблюдение действующих норм перевозки конкретного типа груза (поддоны после фитосанитарной обработки, если это продукты питания или медикаменты, герметичная упаковка для сыпучей продукции и т. д.);
  • маркировка по правилам;
  • грамотный подбор транспорта не старше 20 лет;
  • договор с порядочным перевозчиком (с хорошей историей перевозок).

Как «включить» понижающие коэффициенты

Соблюдение стандартных правил дает возможность оформить страховку транспортного груза без проволочек. Из документов потребуются регистрационные бумаги (для юридического лица), перепись вовлеченных машин с номерами, возрастом, другими важными данными и декларация товара.

Чтобы снизить заявленный тариф, грузовладелец может привлечь перевозчика, который уже работает с современными системами охраны и защиты груза. Или самостоятельно приобрести и установить такое оборудование на машины.

Понижающий коэффициент к тарифу страхования грузов при использовании новых технологий мониторинга и отслеживания достигает 0,5. Для относительно дорогой перевозимой продукции (включая аграрные грузы – импортные удобрения и семена) только этого достаточно, чтобы окупить приобретение «умной» техники.

Другие способы экономии

А ведь обновление системы трекинга и мониторинга – это не единственный способ управлять ценой. Можно экспериментировать с франшизой, формировать индивидуальный портфель рисков страхования, анализировать предложения рынка на сайте СА «GALAXY страхование». В последнем случае можно добиться экономии по сравнению с большинством программ до 30%. Не вставая с места и без переговоров.