Страхование грузов при перевозке по России: точки над i

На страхование грузов при автомобильных перевозках по России все еще приходится крайне низкий процент в портфеле общих сборов страховщиков. Причин низкой популярности такого феномена много (феномен, потому что аварийных ситуаций при внутренних рейсах автотранспорта фиксируется больше, чем при международных, а цена страхового полиса для локальной доставки ниже). Но эксперты считают, что самого пристального внимания (особенно со стороны участников контракта на перевозку) достойна всего одна из таких причин – некорректное поведение перевозчика.

Кто страхует, а кто оплачивает

По закону страхование автоперевозки может оформить любая из сторон договора – отправитель, получатель или транспортная компания. Де-факто заключает страховые соглашения в большинстве случаев последняя. А оплачивает получатель груза. Причем далеко не всегда плательщик знает о такой политике действий своего исполнителя заранее.

Секрет в том, что некоторые компании по доставке российских грузов взяли на вооружение тактику добавления «незаметной статьи» в сводную квитанцию на перевозку. Другими словами, доставка страхуется от имени ТК, а в квитанции, по которой адресат получает свой товар, просто присутствует пункт о страховом полисе. Не все его даже замечают при получении.

Почему это плохо

Страхование грузоперевозки – это добровольная финансовая услуга, о которой покупатель должен как минимум знать. И крупные страховщики приложили немало усилий, чтобы донести до всех потенциальных страхователей ее преимущества. Такое же – «скрытое» – навязывание чужих продуктов исполнителем заказчику сводит на нет все эти старания, и даже больше:

  • получатель не имеет возможности выбирать, у кого застраховать грузы (а это уже нарушение антимонопольного законодательства);
  • в случае аварии владелец товара не знает, к кому обращаться (понятно, что он выставит претензии к транспортной компании, но когда та отправит его к своему страховщику, наверняка будет неприятно удивлен);
  • в итоге вместо повышения лояльности отношений между заинтересованными в грузах участниками договора и теми, кто защищает их финансовые интересы, рынок страхования транспорта грузов имеет массу недовольства со стороны покупателя услуги и полное отсутствие взаимопонимания.

Что надо понять получателю груза

Каким из сказанного должен быть вывод для получателя? Способ оформления страхования груза при доставке вполне может стать той «лакмусовой бумажкой», по которой можно определить уровень порядочности своего исполнителя. Обязательно уточните у него, кто платит за страховку при перевозке, на каких условиях, кому и сколько. С большой долей вероятности оплату делегируют получателю. Одно дело, если он при этом будет четко понимать, за что платит, Совсем другое, – когда он узнает о дополнительных расходах по прибытии отправления.

Страхование сроков доставки

Отдельно стоит акцентировать внимание на набирающей обороты популярности услуге от перевозчиков под названием «страхование сроков». Здесь имеет место некая подмена понятий. На самом деле по страховке транспортировки грузов покрытия на случай нарушения сроков не предусмотрено (и не может быть предусмотрено, если не имеет места ущерб из-за этого самому грузу). Страховка сроков – это часть продукта страхования ответственности перевозчика.

Из названия понятно, что страхователем по такой программе должен выступать тот, за чью ответственность в итоге заплатит страховщик. То есть транспортная компания, а не получатель груза. Да, первая может перераспределить свои расходы на клиента. Но опять же, на условиях прозрачности своих действий и взаимного понимания ситуации плательщиком и страхователем.

Второй момент касается выплаты по такому риску (точнее, одного из рисков программы страхования транспортной компании). Ее размер согласуется при оформлении договора и часто привязывается к стоимости услуги доставки. Это значит, что заказчику при нарушении графика вернут деньги только за доставку (если будет доказана ответственность перевозчика или страховщик не воспользуется уходящей возможностью отказать в выплате, признав договор недействительным из-за разночтений ГК). Стоимость смежных услуг (в том числе страховых) не возвращают.

Качественное страхование грузов через понимание услуги

СА «GALAXY страхование» в свое время появилось на рынке корпоративных страховых услуг (и услуг по страхованию груза) для повышения их качества для страхователя. Мы всегда ведем диалог непосредственно с покупателем и плательщиком, предоставляя объективную информацию по первому запросу.

Нашим приоритетом остается понимание сути программ клиентами, которые их покупают. И при оформлении через нас вы получаете не только возможность удаленно заключить выгодный договор страхования груза, но и гарантии честных отношений между всеми участниками процесса.