Страхование международных грузоперевозок в 2023 году

Новый 2023 год уже теперь создал предпосылки для реализации новых проектов в сфере страхования грузоперевозок. Корпоративное страхование столкнулось сегодня с такими задачами, которые сразу решить невозможно. Прошлый опыт можно частично отправить в архив, оставив только базу, которая необходима априори, поскольку прежняя система страхования грузов сейчас практически не работает. Причины происшедшего очевидны — разрушение старых логистических цепочек, всевозможные ограничения, повышенная угроза всех возможных рисков. Но эти же факторы лежат в основании каждого нового проекта.

Эксперты о страховании международных грузоперевозок

Работа предстоит большая, что подтверждают эксперты в области страхования грузоперевозок. Речь идёт не об изменении логистических цепочек, а об их глобальной трансформации. Именно так комментирует ситуацию исполнительный директор «Сбербанк страхования» Александр Григорьевич Медведев, слова которого легче приводить буквально.

Он говорит о необходимости оценки возникших рисков и их минимизации в новых условиях. Это требует серьёзной и вдумчивой работы. Только такой проект станет не просто новым, но и действенным. Верная оценка — та база, которая позволяет создавать новые проекты и направления.

Главные маршруты в 2023 году

Основным направлением в 2023 году по прогнозам останется БРИКС. Он же станет определяющим на фоне геополитических изменений для прокладки новых логистических маршрутов. Решающим моментом здесь выступят отношения стран БРИКС (Россия, Индия, Китай, ЮАР, Бразилия).

Хотя и здесь всё достаточно сложно, поскольку все существующие в этом направлении маршруты отнюдь неравнозначны в отношении рисков.

Ещё недавно самым востребованным был маршрут «Запад-Восток», где действовали прозрачные схемы с минимальными рисками. Этот старинный маршрут, представляющий собой соединительную линию с Китаем, можно назвать классическим и наиболее понятным.

Теперь же начала работу новая линия — «Север-Юг», в которую включаются Иран и Индия. Позже к этому маршруту должна подключиться Аргентина. Однако новое направление требует глубочайшего изучения в отношении возможных рисков.

Роль страховщиков в новых проектах

Важно понимать, что страховщики должны принимать активное участие в этих работах, поскольку именно от них могут исходить ценные рекомендации. Впрочем, они это уже делают. Совсем недавно отдельными страховыми компаниями была создана карта рисков, на которую наложили действующие маршруты.

При этом учитывается форма рисков. Помимо чрезвычайных ситуаций и природных катастроф учитывают и дополнительные критерии, зависящие от целого ряда факторов: способ транспортировки, количество перевалок и т. д. Новые маршруты уже предполагают мультимодальные перевозки, в том числе и контейнерные. А это всегда дополнительный риск утраты груза с увеличением времени перевозки. Важно учитывать, что более всего подвержена рискам транспортировка сельско-хозяйственной продукции. В случаях с морским транспортом в первую очередь говорят о природном факторе. Морские перевозки в связи с этим всегда находились в зоне особого риска.

Однако возрастание степени риска не должно влиять на качество самого проекта, то есть отказываться от страхования точно не стоит, просто нужна хорошая оценка и проработка всех этапов.

Роль страховщика в этом сегменте переоценить сложно. Да, отказываться от страхования перевозки грузов чревато последствиями. Страховщики по-прежнему консультируют корпоративных клиентов и не оставляют своей работы, просто усилий им теперь приходится прикладывать в разы больше. Но и динамика страхования не стоит на месте. А это уже весомый показатель.