Страхование ответственности перевозчика, что включить в перечень рисков

2020 год внёс серьёзные корректировки в сфере корпоративного страхования. Именно тогда стало возможным страхование ответственности перевозчика и экспедитора. До 2020 года они несли эту ответственность в полной мере. То есть любой ущерб, нанесённый грузу, или его полная утрата, непосильным бременем ложились на плечи перевозчика и экспедитора (стоимость повреждённого или утраченного груза они возмещали в полном объёме). Выход из ситуации находили, но это были преимущественно нелегальные пути с рядом негативных последствий. И вот, в 2020 году страхование ответственности приобрело законный характер, т. е. ситуация кардинально изменилась.

Вначале это были лишь правки к ст. 34. Но позже, в 2021 году, был опубликован Внутренний стандарт ВСС, утвердивший условия этого вида страхования. Внутренний стандарт настолько расширил возможности страхователей, что они смогли оформлять не только страховку ответственности за груз, но даже упущенную выгоду. Разумеется, при грамотно составленном договоре.

Именно с тех пор к транспортным компаниям начали предъявлять требования грузовладельцы. То есть полис страхования ответственности стал буквально визитной карточкой каждого перевозчика.

Сложившуюся ситуацию можно было бы назвать положительной, но это не всегда так. Страхование ответственности действительно оправдано, если страхователь ответил себе на ряд актуальных вопросов, способных сбалансировать реальные риски:

  • выбор формы страхования — полное или частичное покрытие рисков;
  • какой размер страховых взносов для него допустим;
  • существует ли минимальный набор пакета, способный обеспечить безопасность, если бюджет страхователя невелик;
  • существует ли лимит ответственности;
  • каковы «подводные камни», и есть ли они.

Отвечать на эти вопросы лучше самостоятельно под руководством грамотного юриста, учитывая условия конкретной перевозки. То есть тип груза, географию, наличие дополнительных услуг и условий — всё это необходимо иметь в виду.

Что включить в перечень рисков, несколько примеров:

  • При перевозке замороженного груза всегда присутствует угроза его разморозки, то есть конкретный риск, который необходимо включить в перечень.
  • Кража, или хищение, — риск, априори присутствующий при перевозке таких категорий, которые легче всего продать. Это продовольствие, алкоголь, сигареты, мелкая бытовая техника. Этот риск имеет формулировку мошенничества, и страховщики редко включают его в перечень, поскольку восстановить цепочку событий, приведшую к краже, достаточно сложно.
  • Штрафные санкции — конкретный риск, поскольку к штрафу приводят даже банальные на первый взгляд вещи. Например, опоздание на разгрузку. Но это уже нарушение договора, которое и приводит к штрафным санкциям.

Важные пункты договоров

Условия страхования — тот «камень преткновения», о который спотыкаются большинство перевозчиков. СК может предложить заманчивые условия по минимальной цене — в полтора или два раза ниже средней. В чём дело? В «подводном камне».

Пример

Вы оформляете страховку с полным покрытием, но с одним исключением — выплачивается она только тогда, когда страховой случай наступает без противоправных действий третьих лиц. Следовательно, если груз будет похищен, страховку вам не выплатят, поскольку вор и есть то самое «третье лицо».

Небольшой вывод

Страхование ответственности перевозчика — необходимость. Но выбор СК, как и условия договора, необходимо проводить тщательно. Пусть это будет не полное, а только частичное покрытие, но на приемлемых для вас условиях. Это обеспечит реальные гарантии.