Страхование ответственности перевозчика грузов: обзор базовых понятий программы

Страхование ответственности грузоперевозчика – один из самых «ходовых» видов полиса в международной практике доставки, обязательное условие любого крупного тендера и эффективная защита интересов транспортной компании. В России по данной программе вопросов пока больше, чем ответов. Это связано с необходимостью доработки законодательства, которое, с одной стороны, возлагает полную ответственность за груз на перевозочную организацию, а с другой, – оставляет возможность признать любой полис страховки ответственности недействительным.

Ответственность транспортной компании за порчу груза

Согласно ст. 796 ГК РФ, по умолчанию ответственность перевозчика за порчу груза является полной и распространяется на все виды перевозок – внутренние и внешние. На практике это означает, что с момента получения товара (отгрузки) все вопросы по его перемещению, сохранности, своевременной доставке грузовладелец адресует исполнителю. В случае с международными рейсами сюда входит еще и таможенное оформление или риски, связанные с задержкой продукции на границах.

Статья кодекса отменяет классическую презумпцию невиновности транспортной компании (или экспедитора, если он есть). Организация по доставке отвечает за груз по умолчанию и не отвечает, только если докажет отсутствие своей вины.

CMR-страховка

Указанные выше правила работы касаются как внутренних рейсов, так и международных (исполняемых российскими перевозчиками). По обоим видам доставки при этом возможно заключение договора страховки. С одним отличием.

  • Российская транспортировка покрывается классическим договором гражданской ответственности ( страховая ответственность перевозчика).
  • Для международного рейса заключается договор международного образца, который в мировой практике известен как CMR-страхование.

По пунктам программы отличий практически нет. Обе страховки защищают финансовые интересы транспортной организации и предполагают выплату в случае реализации оговоренных рисков.

Рисковое наполнение

Набор подключенных рисков может отличаться. Как и во многих других случаях, здесь есть деление на полис страхования ответственности перевозчика от всех или поименных рисков. Договор во всех случаях покрывает основной риск – ответственность исполнителя, сформированную ст. 796 ГК:

  • за потерю товара,
  • гибель,
  • недостачу,
  • частичное повреждение.

Действует покрытие на протяжении всего пути от приемки (по документам) перевозимой партии до ее выдачи получателю (опять же, подтвержденной документально).

Иные риски

Качественное страхование ответственности перевозчика грузов может покрывать и другие риски, не относящиеся к договору доставки. Их набор формируется индивидуально и может включать:

  • повреждение специальной тары (контейнера, поддонов), взятой в аренду;
  • нанесение грузом ущерба третьим лицам или их имуществу;
  • таможенные задержки;
  • дополнительные расходы заказчика/перевозчика, связанные с буксировкой неисправного ТС, привлечением спецтехники (крана, манипулятора) для подъема контейнера из кювета, спасательными работами.

Три отличия от КАРГО

Классическая ошибка участников рынка грузоперевозок – ставить знак равенства между программами страховки груза и ответственности того, кто его везет. Или рассматривать программы, как взаимозаменяемые страховые решения.

CARGO и страхование ответственности перевозчика – два полиса, дополняющие, а не заменяющие друг друга. Первый защищает интересы транспортной компании, второй – владельца товара. У страховых продуктов есть и другие отличия:

  • По КАРГО не покрывается недостача при целостности упаковки, а по договору для перевозчика она оплачивается страховщиком. То же касается повреждений тары при сохранении ее содержимого (страховка груза распространяется только на груз).
  • Для выплаты по страхованию груза достаточно фиксации факта аварии (страхового события). В случае с договором для транспортной компании нужно решение суда или страховщика о признании вины страхователя.
  • КАРГО не предполагает выплаты за задержку продукции (несвоевременные поставки).

Для обеспечения безопасности любой перевозки нужны оба полиса. Другое дело, что их покупка не должна сильно отражаться на стоимости рейса. На эту цель и работает инструментарий СА «GALAXY страхование». У нас на сайте можно заключить оба договора страхования, предварительно сравнив расценки сильнейших участников страхового рынка, и сформировав индивидуальную программу рисков (онлайн).