Страхование ответственности транспортной компании перед пассажирами: первое полугодие 2017

Сегмент страхования ответственности транспортных компаний, осуществляющих пассажирские перевозки, традиционно остается в России наиболее устойчивым. По данным НССО, уровень охвата исполнителей рынка полисами ОСГОП практически достиг 100% (на июнь 2017-го это более 94%).

Эффективность этого вида вмененной страховки растет. Средняя частота страховых событий в год приблизилась к отметке 1,5–1,6 тысячи (на 2012–2014 гг. она составляла 1,9–2 тысячи инцидентов в год). Сроки осуществления выплат остались прежними, и это в ЦБ рассматривают, как одну из немногих проблем страхования ответственности за качество услуг по пассажирским перевозкам:

  • выплаты, связанные с повреждением имущества, производятся в период от 60–80 дней после происшествия;
  • наиболее длительный срок урегулирования – при ущербе здоровью пассажиров (ожидание составляет 50–70 дней, общий срок выплаты достиг в 2017-м 153 дней, что связано с поздним обращением за компенсацией по страхованию ответственности перед пассажирами, – пострадав в аварии, человек сначала проходит лечение и только потом заявляет претензию страховщику);
  • самый быстрый процесс урегулирования наблюдается в случаях летальных исходов (компенсация родным и родственникам погибших выплачивается за 20–35 дней).

Статистика по ОСГОП: первое полугодие

После корректировки тарифов по страхованию ответственности транспортной компании перед пассажирами НССО ожидает сокращения сборов по итогам 2017 года. Общая прогнозная сумма премий – 2,7 миллиарда рублей. На конец июня уже собрано почти 65% от этого объема.

Примерный годовой объем выплат в 2016 году составил 421 миллион рублей. Относительно прогнозируемой суммы в 2017 году, это менее 16% от сборов. По оценкам некоторых перевозчиков, регулярно использующих полис страхования гражданской ответственности перевозчика за качество услуг для пассажиров, убыточность в 16% завышена.

За пять лет действия 67-ФЗ, как отмечают эксперты, она только один раз (2014 год) приблизилась к этой отметке (14,65%). За шесть месяцев этого года убыточность, по данным НССО, составляет чуть более 13%. Аналитики независимых оценщиков оценивают ее ниже – порядка 8–10%.

За 2017 год почти на 25% вырос объем перестраховочного пула. Сейчас он насчитывает 36 участников. Общая сумма, которая прошла через пул, приблизилась к отметке 1,5 миллиарда рублей. При максимальной годовой убыточности в 560 миллионов рублей данного объема «перекрытия» рисков по страхованию ответственности перевозчика пассажиров более чем достаточно.

Ответственность авиаперевозчиков: сложным остается вопрос соблюдения сроков

Сложным направлением для российского ОСГОП остается страховка авиаперевозчиков. Более 90% авиакомпаний работают по международным правилам, а не 67-ФЗ. То есть собрать данные по убыточности, качеству исполнения страховых гарантий и прочим моментам практически невозможно.

При этом общественные организации, занятые защитой прав пассажиров, регулярно подают в НССО жалобы на безответственное поведение некоторых перевозчиков. В связи с чем на данный момент в Госдуму планируется подать новый законопроект, который усилит ответственность компаний в части исполнения сроков.

Так, Общероссийское объединение пассажиров планирует лоббировать закон, который дополнит обязательное страхование ответственности транспортных компаний. Основная идея проекта:

  • обязать перевозчика возмещать 100% стоимости билета при задержке рейса на два часа и более;
  • зафиксировать обстоятельства, при которых компания должна возвращать деньги (когда задержка связана с внутренними условиями ее деятельности, а не происходит по независящим от нее причинам).

Пока непонятно, как именно должна быть реализована программа возмещений, но становится очевидным, что при принятии законопроекта, перевозчику потребуется дополнительный продукт перераспределения финансовых рисков ( страхование ответственности за качество услуг).

Добровольное страхование ответственности автоперевозчиков грузов

Несмотря на разночтение статей ГК касательно страховки ответственности транспортных компаний, в сегменте добровольного страхования ответственности автоперевозчиков тоже наблюдаются положительные сдвиги. Размывается формальность такого полиса (страховка для тендера), повышается сумма сборов. На конец июня положительная динамика роста премий составила почти 12%.

Обязательное и добровольное страхование ответственности автоперевозчиков остается одним из самых активных направлений корпоративной страховки, что определяет свои требования к тарифам. Если по ОСГОП они нормированы, то поиск оптимальной стоимости по добровольному полису сводится к использованию инструментов СА «GALAXY страхование».

Мы собрали портфель самых сильных участников этого страхового рынка и предложили страхователю комфортные условия обсуждения моментов договора. У нас на сайте можно оформить оба продукта – ОСГОП и страховку для тендера (постоянного сотрудничества с большим заказчиком) на обоюдовыгодных основаниях и с высокой гарантией эффективности работы страхового сопровождения.