Страхование персональных данных для бизнеса может стать обязательным

Обязательное страхование кибер-рисков, если оно заработает, то начнет действовать не раньше 2020 года. Но уже в 2018-м бизнес ждет первая проба внедрения подобного страхового обязательства. Речь о возможном принятии закона об обязательном страховании ответственности за персональные данные клиентов.

Сейчас проект разрабатывают сразу три ведомства – Роскомнадзор, Минфин и Минкомсвязи. Работа ведется под эгидой программы «Цифровая экономика». Ожидается, что черновой вариант правил обязательного страхования информационных рисков будет готов уже к лету. Если будет принято соответствующее решение, то операторы начнут оформлять полис страхования персональных данных с июля.

Как это будет

Под действие нового законопроекта попадут не только операторы мобильной связи, финансовые организации и интернет-провайдеры, а и многие другие отрасли бизнеса:

  • кол-центры;
  • интернет-магазины;
  • предприятия, которые работают с каналами обратной связи в режиме онлайн и корпоративными сайтами;
  • платежные сервисы и многие другие.

Цены обязательного корпоративного страхования ответственности будут определяться государством, как и лимиты выплат. Правда, как отмечают эксперты, пока непонятно кто будет оценивать потенциальные издержки страхователя при наступлении страховых событий.

Не совсем ясно и то, какие случаи попадут в категорию страховых. Алгоритма выявления ответственного лица за инциденты тоже нет, что повышает риски страховщиков (а значит, определяет априори завышенную цену полиса страхования информационных рисков).

Цели благородные, но коммерческий рынок не готов к новым нагрузкам

Базовая цель проекта – обеспечить для компаний, которые работают с персональными данными, возможность срочной компенсации владельцам этих данных ущерба в случае хищений информации. Хотя для выполнения этой задачи уже работают свои инструменты – правила пользования ПД и штрафы за их нарушение в сумме 15–75 тысяч рублей за каждый случай.

Коммерческому рынку в таких условиях не совсем ясно, зачем к уже действующим требованиям добавлять новое обязательство. Последнее предполагается реализовать одним из двух способов:

  • обязательное страхование ответственности предприятий;
  • получение гарантии от банка-кредитора.

Новый законопроект во многом повторяет уже отмененные правила страховки ответственности застройщиков. Последней не дали возможности развиться, потому судить об эффективности ее использования сложно.

Как отмечают аналитики, цель всех предпринимаемых сейчас правительством мер по защите частной информации, оправдывает многие средства. Но в данном случае прослеживается определенная взаимосвязь будущего продукта и интереса со стороны страховщиков.

Российскому бизнесу больше нужна защита коммерческих данных

Эксперты отмечают, что рынок страхования профессиональной и гражданской ответственности предприятий в России нуждается в мотивации к развитию. И программа «Цифровая экономика» выводит информационные риски на предельно высокий уровень.

Но первым пунктом нововведений, связанных с цифровизацией, должна быть не страховка данных, которые и без нее хорошо защищены. Коммерческому рынку для того, чтобы выйти на должный уровень конкуренции до массового возвращения нерезидентов, нужен другой продукт.

А именно страхование ответственности руководителя. Сегодня им пользуются менее 1% компаний. Это только крупный бизнес. Тогда как максимальный доступ к конфиденциальным данным, персональной информации о клиентах, партнерах имеют представители администрации.

Эксперты считают, что сегодня законодателю надо популяризировать страхование ответственности руководителя организации за пользование коммерческой, а не персональной информацией. Это и продукты серии D&O, и смежные программы страховки профессиональной ответственности.

Переводить все в разряд обязательных условий работы не нужно. Бизнес необходимо стимулировать и подталкивать к правильным решениям, а не перегружать финансовыми обязательствами, рискуя свести на нет поступательный рост экономики.

Страхование бизнеса от рисков , связанных с профессиональной деятельностью сотрудников, на добровольных основах всегда выгоднее. Здесь у страхователя появляется дополнительный инструмент регулирования цены – долгосрочные партнерские отношения со страховщиком.

Найти страховую компанию, достойную таких отношений, помогает СА «GALAXY страхование». У нас можно формировать собственные программы, сравнивать цены разных продуктов и удаленно подавать заявки или проводить мини-тендеры для самых надежных участников страхового рынка.