Корпоративное страхование складской недвижимости дорожает, а условия договоров становятся более жёсткими. Факт признают обе стороны — страхователи и СК. К подобной ситуации привели логистические трудности и пожары складов. Однако многие участники финансового рынка называют ещё одну причину — РНПК, ставшую единовластным монополистом после того, как страховую отрасль покинули иностранные игроки.
Помимо того, что средняя стоимость страхования увеличилась на тридцать процентов (в отдельных случаях отмечено подорожание на 60%), условия договоров стали более жёсткими. Теперь СК скрупулёзно проверяют уровень обслуживания пожарной системы, включая этот пункт в условия договора. Малейшее нарушение правил безопасности освобождает страховщика от выплат.
В современных договорах условия расширили за счёт уточнений. Возрос и перечень исключений вплоть до возможности использования элементарных бытовых приборов. Существенную роль здесь играет переход части рисков в РНПК.
Что входит в требования российского перестраховщика:
В ряде случаев при соблюдении этих требований стоимость полиса может остаться прежней. А вот тарифы грузов были пересмотрены безвозвратно. Их размер зависит от формы груза, типа транспортировки и маршрута. При этом из страхового покрытия исключили часть территорий, например, Азово-Черноморского бассейна. Те грузы, которые покидают пределы России, теперь не подлежат страхованию. Это одно из условий РНПК.
До 2022 года российские компании выбирали преимущественно перестраховщика за рубежом. Перестраховочная защита в таких компаниях составляла около 72%, РНПК передавали только десять процентов рисков. После введения санкций всем этим компаниям не удалось найти подходящую альтернативу, в результате чего большая часть рисков (до 50%) была передана РНПК, то есть российский перестраховщик стал в страховой отрасли монополистом. Ужесточение условий страхования было неизбежным, поскольку договорные отношения с дочерней структурой ЦБ пришлось выстраивать экстренно, в максимально сжатые сроки. В то время как с иностранными компаниями они оттачивались годами. Этим объясняются ужесточения и перекосы.
Ряд примеров:
Если, к примеру, возгорание будет вызвано электрочайником, РНПК наверняка откажет в возмещении страховщику.
То есть влияние РНПК стало очень весомым и в ближайшем будущем изменения этой ситуации не предвидится.
При этом некоторые страховщики повышают тарифы, объясняя это ростом цен в РНПК, хотя по факту имеет место убыточность конкретных страховок. Эту информацию подтверждают разные источники, с которыми удалось пообщаться агентству «Ведомости».
Большую роль в сложившейся ситуации сыграли значительные убытки страховщиков, вызванные крупными пожарами в прошлом году. Августовский пожар на складе Ozon — один из них. Убыток перестраховщика, вызванный этим пожаром, составил порядка семи миллиардов рублей. Чуть позже, в декабре, произошёл пожар в «Мега Химки», сопряжённый с не меньшими убытками. Всё это априори приводит к повышению цен и ужесточению условий.
В настоящий момент рост цен сильно коснётся крупных компаний, объекты которых требуют персональной защиты. Кстати, нарушение условий пожарной безопасности были отмечены на обоих крупных складах.